Указом русской императрицы Елизаветы учреждён первый в России государственный банк
Победа русских кораблей над шведскими парусными кораблями в устье Невы
Команда журнала «Наука и жизнь» отправляется в очередную экспедицию. На этот раз мы откроем для себя и наших читателей далекую Океанию.
Александр Волков, известный автор и путешественник, в начале ноября отправляется за новыми впечатлениями. Вместе с фотографом Александром Хамазой они проделают долгий путь, чтобы увидеть своими глазами райские острова, безбрежный океан, уникальную флору и фауну, местные племена.
Океания – тысячи мелких островков, разбросанных по безбрежной глади Тихого океана. Своеобразная противоположность России: вместо бескрайних земель – бескрайние океанские воды, вместо многочисленных постледниковых озер – многочисленные же острова, где люди не знают снега, не видели хвойных деревьев и не ведают о полярной ночи.
Не потому ли Океания ассоциируется у россиян с райским местом, неким сплошным островом Баунти, где можно вести беззаботную жизнь?
Но народы, населяющие райские острова, не хотели довольствоваться теплым морем и песчаными пляжами, а потому задолго до эпохи великих географических открытий полинезийцы прошли путь от Вануату до Тонга через Фиджи, научились уходить в море на 2-3 тысячи миль от дома, имея в своем распоряжении уникальные океанские каноэ. Пройдя от Вануату на Фиджи и далее на Тонга, островитяне основали уникальную океаническую империю. Именно эти три архипелага и стоит считать пятном, откуда прошло распространение полинезийцев по всему Тихому океану, вплоть до Южной Америки.
Наши путешественники отправятся по следам расселения полинезийской цивилизации и попытаются собрать достоверную информацию об этой части планеты (которой так мало на русском языке!), посетив все типы океанических островов: от вулканических новообразований до матакеа (самая поздняя стадия формирования океанического острова, когда первичный вулкан уже разрушен от эрозии и происходит вторичное поднятие, захватывающее и риф).
Одна из задач экспедиции – исследовать этнографию местных племен и их связи с нашей страной, ведь в книге истории открытия европейцами этих земель присутствуют и российские страницы. Первым русским, ступившим на берег Вануату, стал Василий Головнин. Шлюп «Диана» под его командованием, которое он принял в чине лейтенанта, что стало единственным таким фактом в истории русского флота, отправился из Кронштадта к берегам Камчатки, но попав в плен к англичанам у Мыса Доброй надежды и бежав вместе с кораблем, в силу обстоятельств оказался у берегов Австралии и в июле 1809 года неделю провел на Вануату. Василий Михайлович Головнин подробно описал пребывание российских моряков в Океании в книге «Путешествие шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку, совершенное под начальством флота лейтенанта Головнина в 1807, 1808 и 1809 годах». Вот как зародились дипломатические отношения между Россией и народами Океании: «Я с моей стороны старался ему объяснить, что мы пришли издалека и принадлежим к многолюдному, сильному государству, называемому Россия, и что имя нашего корабля «Диана». Но сколько я ни старался вразумить в него мои мысли, все было без успеха; из всех моих слов, телодвижений и знаков он понял, что меня зовут Диана. Сему открытию он весьма обрадовался и тотчас, став на ноги, кричал всем своим товарищам, которые на лодках около нас ехали: «Диана! Диана!», показывая на меня».
В 2008 году, к 200-летию путешествия Головина на Вануату был открыт памятник Василию Михайловичу, а местная почта выпустила памятные марки с изображением Головина и шлюпа «Диана». По свидетельствам российских мореплавателей, аборигены были к ним весьма доброжелательны. Если путешественник Форстер, сопровождавший Джеймса Кука, писал, что жители острова Танна желали, чтобы англичане поскорее их оставили, и считали по пальцам дни, когда они должны уйти, то в воспоминаниях Головнина значится, что «к нам они были расположены иначе и желали, чтоб мы подолее у них остались». Надеемся, что наша экспедиция также послужит укреплению дружественных отношений между народами.
Удаленность от очагов цивилизации позволила сохранить на островах совершенно особый дух, своего рода этнографический заповедник, где сегодня можно наблюдать за явлениями, когда-то возникшими на стыке двух культур.
Например, на Вануату до сих пор в силе культ карго – религия самолётопоклонников или культ Даров небесных. В культах карго верят, что западные товары («карго» по-английски значит «груз») созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Появившись в 19 веке, культ карго получил большое распространение после Второй мировой войны. В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго). Один из самых известных культов – культ Джона Фрума. Есть предположения, что имя «Джон Фрум» является искажением выражения «John from (America)» (в переводе с английского языка — «Джон из (Америки)»). Этот культ до сих пор жив на острове Танна в Вануату и мы рассчитываем получить сведения о том, как сегодня обстоят дела с культом карго.
Члены экспедиции выражают благодарность компании HONKA за помощь в приобретении авиабилетов.
Иллюстрации:
1. Маршрут экспедиции. 2. Памятник русскому мореплавателю Головнину на острове Тана.