Археолог из Бостонского университета Майкл Данти (Michael Danti) предложил интерпретацию исторического эпизода, произошедшего приблизительно 2800 лет назад.
Он тщательно исследовал обнаруженную в 1958 году в развалинах крепости железного века в Хасанлу (Иранский Курдистан) золотую чашу. Подробный обзор места находки, а также трех скелетов, найденных рядом с артефактом, свои выводы и предположения ученый изложил в научном журнале Antiquity.
В свое время находка золотой чаши наделала много шума в научном сообществе и в средствах массовой информации. Особый интерес вызывали обстоятельства, при которых она была «потеряна» в I тысячелетии до нашей эры. В своей статье Данти выдвигает предположение, что чаша была захвачена как трофей во время взятия крепости (Хасанлу относится к территории образования государства Манна) урартскими воинами (около 800 года до нашей эры). По-видимому, ценную вещь обнаружили в верхней комнате, где хранилось оружие, доспехи, а также металлические сосуды прекрасной выделки. Вражеские воины, уносившие с собой золотую чашу, погибли под обломками обрушившихся верхних этажей горящего здания.
Археолог исследовал положение золотой чаши. В месте находки она располагалась прямо рядом с кончиками пальцев одного из скелетов. Анализ одежды и оружия воинов показал, что они, скорее всего, были захватчиками, а не защитниками крепости Хансалу. Грабители были хорошо вооружены шипастыми булавами и короткими мечами.
Работа, опубликованная в Antiquity, подтверждает ряд выводов Роберта Дайсона, под руководством которого в середине XX века проходили раскопки Хасанлу. Американский археолог полвека назад так реконструировал события, случившиеся в крепости: когда здание загорелось, три человека, один из которых нес чашу, находились на втором этаже. Пол рухнул, и первый из них упал лицом вниз, вытянув руки вперед. Второй воин, который нес чашу в правой руке, упал на правый бок, левая рука была прижата к стене. На него упал и третий воин, который в момент катастрофы стоял слева от того, кто держал чашу. На них свалились обломки здания. Впрочем, анализ Данти добавляет к картине и много нового.
Изготовленная на территории современного Ирана золотая чаша была украшена плетеным узором: край и сюжеты на стенках демонстрируют местную технику изображения животных и нанесения орнамента. На чаше под одной из колесниц на верхнем украшающем ее фризе можно видеть талышские кинжалы. На верхнем фризе также изображены три хурритских бога на колесницах, запряженных быками и мулами.