Мир природы Карта сайта Правила работы с сайтом Наши авторы
Введение Новости Заповедники

Статьи

История

Воспитатель Петра Великого - Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий (1629—1680)

Симеон Полоцкий, Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович (1629—1680)

известный белорусский просветитель международного уровня, богослов, поэт, драматург, переводчик. Является одним из основных представителей русскоязычной силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова.

Симеон родился в 1629 году, в Великом княжестве Литовском, в Полоцке, в семье принадлежавшем к известному польско-белорусскому роду.

Многолюдный род Петровских известен с давних времен в Польше среди гербового шляхетства, род Ситняковичей издавна сущесвовал в ВКЛ.

Получив изначально светское домашнее образование, как это было принято в семьях шляхты ВКЛ, будущий просветитель учится в Виленской иезуитской академии , где в первой половине 1650-ых годов вступает в греко-католический орден святого Василия Великого.

Симеон Гаврилович продолжает учебу в Киево-Могилянской коллегии, где попадает в ученики к знаменитому церковному и общественному деятелю Лазарю Барановичу (из древнего белорусского рода Барановичей, с 1657 года епископ Черниговский), который остается его наставником и другом на всю жизнь.

Около 1656 года Симеон возвращается в Полоцк, и уже принимает православное монашество, стаовясь дидаскалом православной братской школы в Полоцке. Переход из униатского в православное монашество становится исторической загадкой жизни просветителя. Видимо тому имелись веские причины, да и не так просто было осуществить этот переход.

При посещении Полоцка в 1656 русским царем Алексеем Михайловичем, Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения. Видимо между ним и царем состоялась беседа, в результате которой, царю запоминается молодого белоруский монах-просветителя, что отъиграет в будущем немаловажную роль для последнего.

В 1664 Симеон Полоцкий направляется в Москву с поручением забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия, но в Полоцк уже не возвращается: - царь Руси повелевает ему обучать подьячих Приказа тайных дел, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 Симеон преподносит царю «благоприветствование о новодарованном сыне» - стихотворное произведение написанное в геометрической форме звезды. В то же время он активно участвовует в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и состоит переводчиком при митрополите Газы Паисии Лигариде.

По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666, Симеон произнёс перед царём речь о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Московском государстве.

В 1667 Симеон Полоцкий назначается царем на высокие государственные должности воспитателя царевичей и царского придворного поэта. Симеон воспитывает Федора и Петра (будущего Великого), которым дает замечательное многогранное образование, обучает латыни и польскому языку. Кроме наставничества у царевичей Симеон Полоцкий активно работает на государевой службе, составлял речи для Алексея Михайловича, пишет торжественные объявления и проекты царских указов. Ему поручается «соорудить» Деяния Соборов 1666—1667 годов и перевести церковные полемические трактаты митрополита Паисия Лигарида.

В 1666 году он составил для Собора опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 года сочинение было напечатано от имени царя и Собора под заглавием: «Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих». Книга является типичным образцом схоластической риторики. Собор отозвался о труде Полоцкого с высокой похвалой, признав «Жезл» «из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным», не смотря на то, что сочинение содержало некоторые западные богословские мнения (прежде всего, по вопросу о времени пресуществлении св. Даров), что и было впоследствии отмечено одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием.

Летом 1665 года, по указу Алексея Михайловича, в Спасском монастыре были сооружены деревянные хоромы, где было организованно обучение Симеоном подьячих Приказа тайных дел, что поднимало на новый уровень грамотность царских подьячих целого административного корпуса - Приказа . Школа для подьячих выполняла особую цель: обучить латинскому языку — языку дипломатии — государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии просветителькую и творческую линию Симеона Полоцкого.

Симеон Полоцкий является ключевой фигурой, среди инициаторов создания первого в Москве высшего учебного заведения - Эллино-греческой академии, которая позднее была переименована в Славяно-греко-латинскую академию. Создание в Москве этого высшего учебного заведения открыло эру высшего образования в России.

С 1667 года Симеон, в период воспитания царевичей, пишет для них специально несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией. В основу «Венца» положен апостольский символ, причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженных Иеронима и Августина). Эти труды были для того времени серьезнейшими источниками обучения, которые в последствии еще долго использовались в церковно-светском обучении детей.

Многими историками считается, что Симеон Полоцкомий является автором первоначального варианта Устава («Привилеи») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии Полоцкого, ректору и преподавателям академии предоставлялась высший контроль по делам веры и образования;

Своим высоким и достаточно независимым положением при царском дворе Симеон воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Проповеди С. Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели, из-за чего являются весьма интересными и в наше время. В тогдашнее же время, это явлением являлось невиданным, по чему и не осталось без благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди С. Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681—1683 гг., в двух сборниках: «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Одной из важнейших его работ, стал "Букварь языка словенска" и "Псалтирь рифвованная".

Симеон Полоцкий — был один из первых русскоязычныз поэтов, автор силлабических виршей (стихов)на церковнославянском и польском языках. Кроме уникального стихотворного переложения Псалтири, изданого в 1680 г., он написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологии», а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». Замечательно, что в своих стихотворных произведениях он воспевает красоту и свою любовь к родной земле - Полоччине и Витебщине.

Симеон Полоцкий написал также две комедии, школьные драмы для придворного театра Алексея Михайловича: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом пользовалась последняя.

Симеон Полоцкий умер в 1680 г. и похоронен в Заиконоспасском монастыре в московском Китай-городе. В этом же монастыре располагалась Славяно-греко-латинская академия.

Наши контакты:


Энциклопедия для детей. Мир природы.
Спасибо, что вы с нами!

Skype:
Контактный телефон: +7 (8903) 712-11-74
Email: [email protected]