Для большинства воробьиных время любви наступает весной, то есть в ту пору, когда у нас, в умеренном поясе, природа пробуждается от долгого зимнего сна, а в тропических странах наступает дождливый сезон. Среди этих птиц, однако, встречаются виды, которые мало внимания обращают на весну и высиживают детенышей даже в зимние морозы холодных стран и в жаркое сухое время года в тропиках. Большинство все-таки признают в весне самое лучшее время для гнездования и вывода детенышей.
Гнезда они строят различными способами, и можно с уверенностью сказать, что к этому отряду принадлежат самые лучшие строители, настоящие мастера в искусстве постройки гнезд.
Воробьиные среди пернатых славятся как наиболее искусные строители гнёзд. Разнообразие их гнездовых построек очень велико. Это затейливо сплетенные из травинок и веточек чашечки, корзиночки и шалашики на земле или на ветвях, порой «инкрустированные» для маскировки мхом, лишайником, берестой. Это свисающие «колбы» и «реторты» с длинным входом-туннелем, тёплые «варежки» из растительного пуха. Это сшитые тонкой паутинкой «кошёлки» из крупных листьев, глиняные «кувшинчики», прилепленные к отвесным скалам.
Пожалуй, самые впечатляющие гнёзда строят южноамериканские птицы-печники, или птицы-гончары (Fur-narius) — эти похожие на некрупных рыжеватых дроздои пернатые не зря получили своё название. Они лепят из глины шарообразные постройки диаметром до 20—30 см и массой 4—7 кг, с боковым входом. В «детскую» ведёт длинный туннель, вьющийся спиралью внутри гнезда, иногда в центре имеется не одна, а несколько «комнат». Сооружения у некоторых видов печников не монолитные, а сложены из отдельных «кирпичиков» по 3—5 г. На строительство уходит до 2500 «кирпичей». Массивные гнёзда печников на столбиках оград — характерная деталь аргентинской пампы.
Надёжные гнездовые постройки требуются воробьиным птицам не случайно.Птенцы у них вылупляются беспомощными, слепыми, голыми или с редкими пучками пуха и требуют постоянной заботы. Взрослые птицы выкармливают выводок очень интенсивно, порой сотни раз на дню вкладывая очередную порцию корма в ярко окрашенные, широко открытые зевы. Даже когда спустя 10—20 дней птенцы оперятся и покинут гнездо, они ещё некоторое время продолжают требовать корм от родителей.
Гнездо чаще строит самец, он же охраняет гнездовой участок, а вот насижиианию яиц, обогреванию и выкармливанию потомства больше времени уделяет самка.
Как и у большинства пернатых, яркими нарядами щеголяют самцы воробьинообразных, самки же, на которых ложится основное бремя заботы о потомстве, должны иметь неброскую окраску. Во время осенней линьки самцы нередко тоже надевают невзрачный «камуфляж», но за зиму маскирующие буроватые каёмки перьев обнашиваются, и под ними проступают яркие, контрастные участки оперения. Получается, что «парадный» брачный наряд — вовсе не новый, а наоборот, самый заношенный.
Воробьиные — моногамные птенцовые птицы. Большинство воробьиных на сезон размножения образуют пары, но обязанности партнёров обычно распределены неравномерно. Птенцы у них вылупляются из яиц беспомощными, слепыми, голыми или покрытыми редким пухом. Не менее 10 дней, пока не оперятся, они находятся в гнезде, куда родители приносят им пищу. Выкармливание птенцов продолжается и некоторое время после вылета их из гнезда. Для воробьиных характерно устройство тщательно сделанных гнезд, некоторые виды (ремезы, трупиалы, ткачики) особо выделяются в этом отношении. Места, где помещаются гнезда, разнообразны. Многие виды гнездятся на земле, другие в норах, на камнях и в расщелинах скал, многие птицы гнездятся на деревьях (на ветвях и в дуплах) и кустарниках, некоторые виды (например, ласточки) в человеческих постройках. Выбор места для гнезда производится обычно самцом, который, как правило, прилетает к месту гнездования раньше самки.
Воробьиные начинают насиживать обычно после откладки всех яиц, но у многих видов насиживание начинается с предпоследнего яйца, у некоторых с середины кладки, и немногие виды (клесты, вороны) начинают насиживание после откладки первого яйца. Длительность насиживания у большинства видов 11—14 дней, но ворон насиживает 19—20 дней, а птица-лира около 45 дней. Птенцы растут быстро и покидают гнездо у гнездящихся на земле видов через 10—11 дней (у жаворонков даже через 9 дней). Но у дупло- и норогнездников птенцы вылетают позже, например у синиц на 23-й, а у поползней на 26-й день жизни. Выкармливают птенцов, за редким исключением, оба родителя.
Часто летом происходит вторая, а иногда и третья кладка. Виды, имеющие широкое распространение, могут иметь на севере ареала 1 кладку, на юге 3. Иногда обе кладки бывают настолько сближены во времени, что самка начинает строить второе гнездо и откладывать яйца до того, как птенцы первого вывода приобретут самостоятельность. Первое поколение птенцов (например, у дроздовидной камышевки) довоспитывает тогда самец.
Для гнездового наряда многих воробьиных птиц (горихвостки, мухоловки, дрозды и др.) характерен своеобразный чешуйчатый рисунок, птенцовый наряд жаворонков характеризуется наличием своеобразных светлых пестрин. Во многих других случаях молодые птенцы по расцветке сходны с самками.
Половая зрелость наступает обычно в возрасте года, у ворона позже — в двухлетнем возрасте. В это же время приобретается и взрослый наряд. Линька у воробьиных бывает раз в году, полная. Яркий весенний наряд многих видов приобретается не в результате линьки, а вследствие обнашивания тусклых краев перьев, которые прикрывали более яркую срединную часть пера.
В конце лета и осенью выводки обычно сбиваются в стаи (порой многотысячные) и начинают кочевать по обширной территории. Большинство воробьиных умеренных и холодных широт на зиму улетают в тропики, остаются лишь немногие виды, приспособившиеся добывать корм в суровых условиях. Уже следующей весной перезимовавшая молодёжь готова сама обзавестись потомством. Как ни странно, даже мелкие пичуги способны дожить до 10—15 лет, а крупные врановые — до 20 и более лет (сведения о 60—100-летних воронах не слишком достоверны).