Большинство видов воробьиных птиц связано с древесной и кустарниковой растительностью. Некоторые из них, например пищухи, поползни, корольки и др., проводят почти всю жизнь на деревьях. Некоторые (ласточки) могут быть названы обитателями воздуха. Наземных видов относительно немного (жаворонки, кроме юлы; трясогузки, каменки, чеканы).
Множество пернатых «горожан» и «селян» — воробьиные птицы: вороны, воробьи, синицы, скворцы, жаворонки, трясогузки. Естественно, мелкие пернатые сильнее зависят от превратностей погоды, чаще подвергаются нападениям хищников. Однако высокая смертность восполняется быстрым размножением — многие воробьиные успешно выкармливают несколько выводков в год. Можно сказать, что воробьиные птицы в какой-то степени повторили успех другой группы очень мелких созданий — насекомых, по тем же причинам превосходящих по числу видов всех других наземных животных.
Не все воробьиные принадлежат к отличнейшим летунам, но некоторые из них могут поспорить в этом отношении с птицами других отрядов. А все-таки большинство из них летает лучше многих птиц.
Почти все воробьиные передвигаются по земле легко и проворно, причем одни шагают, другие быстро семенят ногами, а третьи прыгают. Сквозь густые кусты эти птицы пробираются с проворством мыши.
В кронах они ловко перепрыгивают с ветки на ветку, а вот лазать, как попугаи или туканы, плотно обхватывая пальцами ветки и попеременно переставляя лапы, — не могут. По земле тоже передвигаются характерными короткими прыжками, только жаворонки, коньки и трясогузки умеют бегать по-настоящему.
Несмотря на сравнительно короткие крылья, воробьиные — неплохие летуны, некоторые из них преодолевают тысячи километров по воздуху во время сезонных перелётов. В полёте они, как правило, чередуют взмахи и скольжение с прижатыми к корпусу крыльями, но некоторые крупные врановые могут парить.
Большинство из них избегают воды, но некоторые с удовольствием бегают по дну не очень глубоких водоемов или пролетают через пенистые воды водопадов.
Внешние чувства у воробьиных хорошо развиты. Выше всех стоит зрение; слух и осязание, по-видимому, также очень тонки. Присутствие вкуса отрицать нельзя, но большого значения он, вероятно, не имеет; обоняние заметно только у некоторых, так что оба этих чувства следует считать развитыми довольно слабо. Большинство воробьиных отличается понятливостью, живым характером. Понятливость их обусловливается прекрасной памятью, которая замечается у большинства из них.
Понятно, что таким живым и страстным птичкам необходима постоянная деятельность. Они совершенно не способны к созерцательному бездействию: с раннего утра и до позднего вечера птички двигаются и занимаются своими делами без устали, причем упражняют все свои способности. Совершенно бездеятельными они остаются лишь во время сна. В другое время непременно чем-нибудь заняты, в крайнем случае тем, что чистят себе перышки. Значительную часть дня они посвящают отыскиванию пищи и почти столько же времени занимаются самым приятным для них и для нас делом - пением, в чем большинство из них большие мастера.
Многообразным способностям, которыми одарены воробьиные, соответствуют их образ жизни, поведение, питание, размножение и другие стороны их деятельности. Их образ жизни, привычки весьма разнообразны, как и их внешность. Большинство из них живут группами, поодиночке птиц можно встретить только случайно. В период насиживания они живут парами, а в прочее время собираются в стаи, которые иногда так возрастают в числе, что образуют несметные толпы.
Строго говоря, все воробьиные принадлежат к числу хищных птиц, хотя этот термин нельзя принимать в обычном его смысле. Большинство из них питаются, если не исключительно, то по преимуществу, другими животными: насекомыми, личинками и червями.
А крупные виды этого отряда могут быть названы настоящими хищниками, которые не ограничиваются ловлей мелких животных и даже соперничают в этом отношении с соколами и совами, выказывая при этом ловкость, мужество и хитрость. Однако почти все птицы этого отряда, которые питаются другими животными, едят, кроме того, плоды, ягоды и зерна. Вместе с тем птицы, питающиеся зернами, никогда не отказываются при случае от ловли насекомых. Таким образом, правильнее будет назвать их всеядными птицами. Хотя немногие из них заслуживают это название, но между ними есть и такие, которые питаются всем съедобным и не затрудняются в выборе пищи.
Воробьиные — самые лучшие певцы среди пернатых. Порой птица одновременно может издавать несколько нот благодаря особому строению голосовых связок: левая сторона гортани извлекает низкие ноты, правая — высокие. Интересно, что самые красивые и мелодичные песни исполняют виды умеренных широт, в тропиках хорошие вокалисты — редкость. Это объясняется тем, что блестящая поверхность широких листьев тропического леса отражает и искажает звуки, сложная песня превращается в какофонию, зато резкие «металлические» поты звучат очень отчётливо. Песней самцы привлекают самок и оповещают соседей, что участок занят.
Обычно чем лучше певец, тем он скромнее окрашен. Вспомним хотя бы соловья. Правда, некоторые воробьиные, например иволга, сочетают мелодичный голос с яркой расцветкой. А вот обладатели причудливых и многоцветных перьевых украшении — райские птицы — могут похвастаться эффектными позами, поистине акробатическими упражнениями во время тока, но только не хорошим вокалом. Получается, что самки райских птиц при выборе «жениха» больше доверяют зрению, а самки соловья — слуху.