Как разговаривают пчелы?
Еще в древние времена Аристотель предположил, что пчелы-разведчицы могут сообщать своей семье о местонахождении цветов со сладким нектаром, но расшифровать и понять разговоры пчел ученые смогли только в 20-х годах прошлого столетия. Добился успеха в этом австрийский ученый Карл фон Фриш. За доказанное открытие пчелиного языка ему через 50 лет присудили Нобелевскую премию.
В специальный стеклянный улей, через стенки которого можно было подробно рассматривать жизнь насекомых, Фриш поместил пчелиную семью. Наблюдал, как пчела-разведчица, вернулась домой и исполняла странные танцы, рассказывая об обнаруженном блюдце с сиропом. Наблюдают за ее рассказом все рабочие пчелы и через некоторое время они устремляются к нему. Язык танца и замысловатых движений и есть тот пчелиный язык, с помощью которого пчелы общаются друг с другом. Каждое движение имеет свой смысл.
Первое, что делает разведчица – это привлекает внимание, подавая позывные «слушайте все», машет крылышками и выделяет особый ферромон, а потом начинает свой танец-рассказ. Если медоносные цветы находятся рядом – пчела бегает по кругу то в одном, то в другом направлении. Если же цветы достаточно далеко, танец становится сложнее – пчела-разведчица крутится по сторонам, двигает брюшком, бегает по сотам прямо или по диагонали. Такой пчелиный танец напоминает восьмерку. Если пчела бежит по сотам вверх, то лететь нужно к солнцу, а если вниз – то от солнца. В танце важно все, и даже угол, под которым пчела отклоняется от вертикальной линии – так разведчица указывает сборщикам угол между направлением на солнце и на цель.
Довольно много ученых не верило в столь сложный и разнообразный пчелиный язык. И только в начале 90-х годов прошлого столетия смогли развеять все сомнения. Помогла в этом пчела-робот, созданная датскими учеными-инженерами. Эта роботизированная пчелка точно так танцевала, как описывал Фриш, и пчелы летели в точно указанное роботом место.