Предками млекопитающих считаются древние рептилии палеозойской эры, которые еще не утратили некоторых свойств, присущих этому виду – кожные железы, двойной затылочный мыщелок и сочленения в конечностях (между запястьем и предплечьем, между предплюсной и голенью). К такой группе предков принадлежит подкласс (Theromorpha) из него ближе всех к млекопитающим – отряд зверозубых (Theriodontia). Зубы у этих животных уже были разделены на такие же группы, что и у млекопитающих – резцы, клыки и коренные и находились они в альвеолах. У зверозубых было вторичное нёбо, которое характерно для млекопитающих и сильно уменьшены сочленовная и квадратная кости на нижней челюсти. Зубная кость, наоборот, была очень большой – надо учитывать и ту особенность, что нижняя челюсть у млекопитающих состоит только из одной кости – зубной, а сочленовная кость превратилась в часть слухового аппарата – молоточек.
Известные ископаемые зверозубые из пермского отложения в России иностранцевия, и триасового отложения в Южной Африке – циногнатус, мало подходят на роль предков современных млекопитающих по той причине, что они были очень крупными (более 3 м) и высокоспециализированными животными. Поэтому искать «родичей» следует среди более мелких и примитивных зверозубых. В этом плане представляет интерес представитель верхнего триаса Южной Африки – иктидозавр. Это животное по размеру было не больше современной крысы и его скелет очень похож на скелет этого млекопитающего, разве что нижнюю челюсть составляли несколько костей. Вполне очевидно, что млекопитающие произошли от этих небольших зверозубых.
Вообще зверозубые просуществовали сравнительно не долго – только до верхнего триаса, а палеонтологические находки древнейших млекопитающих были и в юрских отложениях. Это в основном разнообразные высокоспециализированные животные, а, значит, искать надо в более раннем периоде – триасе. В конце этого периода и до первой половины третичного периода начали появляться так называемые бугорчатые. Эти зверьки размером не больше крысы (некоторые особи были размером с сурка) получили свое название благодаря наличию на поверхности коренных зубов многочисленных бугорков. Были сильно развиты резцы, а клыки полностью отсутствовали. Многобугорчатые были высокоспециализированными травоядными животными, и они не могут быть прямыми предками последующих видов млекопитающих. Допускается, что некоторые наиболее ранние формы могли быть началом для однопроходных. Основанием для такого утверждения служит похожесть строения зубов зародыша утконоса и этих зверей.
Среди отложений среднего Юрского периода и почти до Мелового периода обнаружены останки разнообразных трехбугорчатых, которые дали начало подлинной истории класса млекопитающих. В отличие от многобугорчатых, у этих зверей зубная система не так узко специализирована и имеет сплошной ряд. Эти животные были небольшого размера, похожие на насекомоядных и питались частично растительностью, а частично животной пищей. Представители трехбугорчатых – пантотерии, вероятнее всего могли быть предками плацентарных и сумчатых, которые появились как вид в начале мелового периода. Их останки впервые были обнаружены в отложениях Верхнемелового периода в Северной Америке – это были зверьки похожие на опоссумов, у которых были крупные клыки и бугорчато-режущие коренные зубы. В Евразии их останки находят в отложениях нижнетретичного времени. Получается, что северное полушарие может быть родиной сумчатых животных. Но еще до конца третичного периода их вытеснили высокоорганизованные плацентарные млекопитающие, поэтому в настоящее время сумчатые сохранились только в южном полушарии – в Новой Гвинее, Австралии, Южной Америке и Тасмании, и по одному их виду в Северной Америке и на острове Сулавеси. Здесь из плацентарных видов есть только мышевидные грызуны и рукокрылые, а сумчатые дали большее разнообразие животных, которые приспособились к различной внешней среде.
Как и сумчатые, высшие плацентарные млекопитающие берут свое начало от трехбугорчатых в начале мелового периода и развивались параллельно с сумчатыми животными. Первые археологические находки этих зверей, которые ученые относят к насекомоядным, были найдены в отложениях верхнемелового периода в Монголии. Плацентарных объединили в тридцать один отряд – из них семнадцать существуют в настоящее время, а четырнадцать вымерли полностью. Древнейший отряд, который дал начало всем остальным, это насекомоядные животные из позднемелового периода. Это мелкие животные, которые вели частично древесный, частично наземный образ жизни. Начало отряду рукокрылых положила постепенная приспособленность некоторых древесных насекомоядных к планированию, а затем и к полету. Увеличение части животной пищи в рационе некоторых видов послужило толчком для формирования отряда древних хищников (креодонтов) в начале третичного периода.
На смену медлительным травоядным начала третичного периода в олигоцене пришли более подвижные виды и креодонтов вытеснили новые специализированные хищники, близкие к современным (Carnivora). В олигоцене уже можно отметить существование предковых групп собак, кошек, куниц и виверов.
В плиоцене и миоцене уже были саблезубые кошки, а на рубеже олигоцена и эоцена у хищников произошло разделение на две разные по количеству видов ветви. Большая включала в себя наземных хищников и малая, в которую вошли ластоногие.
От креодонтов, которые полностью перешли на растительный рацион, в начале третичного времени (палеоцене) появились древние копытные – кондилятры. Эти всеядные животные с не длинными клыками имели небольшие размеры – от куницы до волка. У них были бугорчатые коренные зубы и пятипалые конечности с сильно развитым средним пальцем и ослабленными первым и пятым пальцами.
От кондилятров пошли две ветви нынешних копытных – парнокопытные и непарнокопытные. В эоцене появились хоботные животные – их предки неизвестны, также неизвестно и происхождение китообразных.
Берут свое начало от древних насекомоядных приматы, трубкозубые, неполнозубые и грызуны. В отложениях палеоцена найдены первые останки ископаемых обезьян. Проплиопитекусы, древесные обезьяны нижнего олигоцена, положили начало рамапитекусам – крупным обезьянам из миоцена Индии, которые похожи на антропоидов, и гиббонам.
Из плиоценовых отложений Индии, Китая и Африки известны останки древних человекообразных обезьян – шимпанзе, горилл, огангутанов. По теории Дарвина один из этих видов – плезиантропус или австралопитек, и стали предками современного человека, так как по своему строению были очень близки к нему.
Особо следует отметить самостоятельность двух больших ветвей в филогении млекопитающих. К первой отнесены все виды однопроходных – ехидна, проехидна и утконос. Начало этой ветви положили ранее упомянутые многобугорчатые и они не дали большого разнообразия видов.
Вторая ветвь уходит корнями к возникновению трехбугорчатых и включает в себя всех остальных млекопитающих – плацентарных и сумчатых.