Ибн Сина (Авиценна) — крупнейший врач, естествоиспытатель, философ средневековья.
Он сумел обобщить и свести воедино знания в области анатомии и медицины, накопленные человечеством за многие столетия.
Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина — таково полное имя одного из крупнейших учёных средневекового Востока — Ибн Сины (латинизированное имя — Авиценна).
Ибн Сина — буквально значит «сын Сины».
Сина — имя одного из предков Авиценны, закрепившееся надолго за членами этой семьи. Хусейн ибн Сина родился в селении Афшану близ Бухары в 370 г. хиджры (что соответствует 980 г. христианского летоисчисления).
Известен и месяц его рождения по мусульманскому календарю — сафар, что соответствует второй половине августа и первой половине сентября.
Мы не знаем, какими людьми были его родители, Абдаллах и Ситарабану, — добрыми или злыми, любящими или чёрствыми; знаем только, что его мать была красива, а отец умён и довольно образован для своего времени. Когда семья переехала в Бухару, Абдаллаху удалось получить место в налогово-финансовом ведомстве (Диване муставфи).
Абдаллах ибн Сина не зря перевёз семью в Бухару: нужно было дать образование сыновьям.
Особенные надежды он возлагал на Хусейна, который с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к пяти годам Хусейн знал наизусть по-арабски почти весь Коран — священную книгу мусульман. С этой книги — собрания поучений, речей и заповедей пророка Мухаммеда — начинали своё образование все правоверные мусульмане, но не каждому удавалось осилить её даже в зрелом возрасте (не только знать наизусть, но и уметь толковать Коран).
Бухара, столица владений Саманидов, была крупным научным центром своего времени. Отец отдал Хусейна сначала в школу, которую содержал сосед-зеленщик. Здесь мальчиков обучали арифметике. Затем юного Хусейна отправили изучать мусульманское законоведение (фикх) в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. «Как спасти своего клиента от жестокого ростовщика?», «Как уличить виновного на суде?», «Какие слова произнести при разводе, чтобы оставить на всякий случай лазейку для востребования жены обратно в дом мужа?» — с подобными вопросами обращались к Хусейну, и каждый получал нужный ответ.
Позже Хусейн изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдиллаха Натили. В это время Хусейн интересовался астрономией, особенно после прочтения книги Клавдия Птоломея «Великое построение» (по-арабски — «Альмагест»). И вскоре, как случалось и ранее, ученик превзошёл учителя. Всё чаще во время бесед Натили был только слушателем.
С 13—14 лет Хусейн начал заниматься самостоятельно. Из его сохранившейся автобиографии можно узнать, с каким упорством и желанием Ибн Сина днями и ночами изучал геометрию, астрономию, музыку. И всё ему давалось легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В своей автобиографии он упоминает о том, что несколько раз прочитал этот труд, но не понял его. Помог случай — однажды назойливый торговец на базаре продал ему книгу с комментариями известного философа Абу Насра аль Фараби (870—950) к «Метафизике» Аристотеля. Именно эта книга помогла юноше изучить и понять знаменитый труд древнегреческого учёного. В будущем Хусейн много раз в своём научном творчестве будет возвращаться к Аристотелю, станет его комментатором и будет пропагандировать основные положения его учения.
Мы не знаем, что именно заставило Хусейна с 14 лет с горячим увлечением и самоотдачей уйти в медицину.
Но можно представить себе, каких успехов достиг юноша во врачебной практике, если в 16 лет его пригласили лечить самого эмира Бухары Нуха ибн Мансура! Ему удалось правильно поставить диагноз и облегчить страдания больного.
В знак благодарности эмир разрешил молодому врачу пользоваться дворцовой библиотекой. В этой библиотеке Саманидов, одной из богатейших на Востоке, Хусейн проводил целые дни, знакомясь с сочинениями учёных древности. Он нашёл там труды по физике, механике, математике, ботанике, зоологии, истории, географии, философии. Много времени провёл он, изучая трактаты по медицине. Именно здесь он осознал потребность обобщить прочитанное и собственные наблюдения в виде медицинского справочного руководства.
В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».
Взятие Бухары тюрками и падение династии Саманидов вынудили Ибн Сину в 1002 г. покинуть Бухару, но воспоминания о годах, проведённых в ней, он пронесёт через всю дальнейшую жизнь, в которой будет много труда, славы и злоключений. В одном из своих поэтических произведений он писал:
О детстве сны ты видишь до сих пор,
Хоть молодость уже за гранью гор.
Почто, скажи, хоть кудри в седине,
Картины детства видишь ты во сне?
Из Бухары Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Здесь он смог побеседовать со многими учёными, чьи работы он встречал прежде в библиотеке Саманидов.
Первые годы пребывания в Ургенче были самыми спокойными и счастливыми во всей дальнейшей жизни Ибн Сины. Много сил он отдал работе по составлению государственных законов. Но не законоведение занимало все его помыслы, и, как только представилась возможность, он с радостью вернулся к философии и медицине.
Его стали звать «князем врачей». Больные охотно посещали знаменитого целителя, а следом за ними приходили здоровые и просились в ученики к Хусейну. Они помогали ему при посещении больных, слушали его лекции. Авиценна оказался прекрасным педагогом. Одних он обучал врачеванию, другим показывал, как из растений и минералов приготовить лекарства.
В 1012 г. обстоятельства вынуждают Ибн Сину пуститься в новое путешествие — покинуть Хорезм и переехать в Иран. Здесь он создал основные научные труды своей жизни. Всего Ибн Сина написал более 450 трудов, из которых до нашего времени дошло только 274.
Наибольшую же славу ему принёс многотомный труд «Канон врачебной науки». С XII по XVII в. будущие врачи многих стран Востока и Запада изучали азы своей науки по «Канону».
В XII в. он был переведён в Толедо (Испания) с арабского языка на латынь — международный язык науки того времени. Одним из внимательных читателей «Канона» стал великий Леонардо да Винчи.
В начале своего труда Ибн Сина подчёркивает, что подходит к медицине как к науке, познающей состояние тела человека. Она учит, как сохранять здоровье и лечить заболевания. В первой книге «Канона» Ибн Сина приводит общие сведения по анатомии и о причинах болезней. Отдельный раздел в книге посвящён пульсу. К вопросу о значении пульса в организме Ибн Сина возвращался не раз. В «Поэме о медицине», которая по значимости содержания и охвату материала занимает в его наследии второе место после «Канона», он писал:
Знай, изменяет пульс в теченье года
Телесная и внешняя природа.
Пульс у мужчин в дороге жизни всей
Быстрее, чем у женщин, и сильней.
Пульс в юности свой ускоряет бег,
Замедлен он, коль полон человек.
Зимою склонен к большему покою,
Уравновешен раннею весною.
Следуя традиции, Ибн Сина пользовался стихотворной формой для изложения своих научных взглядов.
В первой книге «Канона» уделяется внимание режиму, физическим упражнениям и значению соблюдения правильной диеты. Ибн Сина даёт советы, которые не утратили своего значения и в наше время, пишет о гигиене, об обращении с больными. Один из его советов таков:
В гимнастике умеренность нужна,
Пусть будет главным правилом она.
Умеренность не изнуряет тела,
Но очищает организм всецело...
Бесцельны долгий отдых и покой:
В излишествах нет пользы никакой.
Коль человек недвижен, вредный сок
Заполнит тело, и еда не впрок.
Во второй книге «Канона» Ибн Сина описал «простые» лекарства. Он приводит названия 785 средств растительного, животного и минерального происхождения. Многие из них не были известны учёным древности.
В третьей книге тщательно рассматривались отдельные болезни и способы их лечения.
В четвёртой книге «Канона» описывались общие болезни тела, лечение различных лихорадок, вопросы, связанные с хирургией.
Пятая книга содержала описания различных «сложных» лекарств.
В «Каноне врачебной науки» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Они же портят воду, передают болезнь. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Ибн Сина умер в 1037 г., прожив неполные пятьдесят семь лет. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и всё своё имущество раздать беднякам. Его последними стихами были:
От праха чёрного и до небесных тел Я тайны разгадал мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, Лишь узел смерти я распутать не сумел...