Мир природы Карта сайта Правила работы с сайтом Наши авторы
Введение Новости Заповедники

Люди и наука

Александр Дмитриевич Засядко

Засядко Александр Дмитриевич (1779—1837) Засядко Александр Дмитриевич (1779—1837)

Выдающийся русский специалист в области артиллерии и ракетной техники


Александр Дмитриевич Засядко родился в 1779 г. в деревне Лютенка, что расположилась на живописных берегах Псела в Гадячском уезде Полтавской губернии. Он происходил «из малороссийских дворян», а свое начало род Засядко ведет от казаков Запорожской сечи. Его отец занимал пост уездного казначея в Перекопе и, хотя имел весьма ограниченное состояние, был зачислен во вторую часть родословной книги дворян Полтавской губернии. Умер и был похоронен в Перекопе.

Дмитрий Засядко имел двух сыновей — Данилу и Александра. Данила Дмитриевич, став впоследствии артиллеристом, дослужился до чина генерал-майора в 1826 г., награждался орденами за отличия по службе, руководил оружейным заводом в Туле. Но прославил фамилию все же другой сын Дмитрия Засядко — Александр.

До десяти лет Александр жил в отцовском доме, где начал свое образование с изучения псалтыри, как это ранее было принято в Малороссии. В возрасте десяти лет худенького, болезненного вида Александра вместе с братом Данилой определили в Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус в Санкт-Петербурге, где они учились восемь лет. Несколько косноязычному от рождения Александру приходилось много заниматься самостоятельно. В корпусе он приобрел не только основательные знания в артиллерии и фортификации, но и окреп физически. В других науках и языках совершенствовался, уже будучи офицером, стараясь отдавать этому все свободное от службы время, много читал. В 1797 г. братьев Засядко одновременно выпустили из корпуса подпоручиками артиллерии в 10-й батальон, расквартированный в Херсонской губернии.

В то время вся Европа пришла в волнение, вызванное Великой французской революцией. Павел I послал фельдмаршала А. В. Суворова «спасать царей». Армия Суворова в 1799 г. вступила в Северную Италию, и здесь Данила и Александр Засядко начали свой боевой путь. За два месяца непрерывных боев Александру несколько раз приходилось участвовать в рукопашных схватках, трижды под ним убивали коня, дважды простреливали кивер. За удачно проведенный бой он «удосужился получить» похвалу от самого Суворова. За храбрость, проявленную при взятии крепости Мантуя, Засядко был произведен в капитаны самим фельдмаршалом.

В 1804 — 1806 гг. вместе с эскадрой вице-адмирала Д. Н. Сенявина братья Засядко участвовали в десантах на Ионические острова (Корфу, Тенедос). И здесь отвага Александра была отмечена — он награжден орденом. С 1807 по 1822 годы братья сражались против турок, а в 1812 — 1814 гг. участвовали в походах и сражениях против французских войск. Турецкие крепости Измаил, Туртукай, Рущук помнят его отвагу. Памятью об этих сражениях Александру остались золотая шпага с надписью «За храбрость» и ранение в колено левой ноги. Во время Бородинской битвы Александр Засядко находился на батарее Раевского, подавая бомбардирам примеры храбрости и удали.

В числе многих битв и сражений с участием Александра Дмитриевича особое место заняло Лейпцигское сражение, известное как «битва народов». За героизм и отличия, выказанные тогда, полковник Александр Засядко, командовавший 15-й гвардейской бригадой, удостоился награждения орденом Святого Георгия третьего класса. Эта награда была тем более почетна, что в то время лишь два офицера Мишо и Винспиер во всей русской армии имели этот орден.

Но здесь, во Франции, роковая судьба разъединяет братьев — 20 января 1813 г. в сражении с французами при деревне Шемпобар Данила был ранен в голову и на пять лет попал в плен.

По возвращении русских войск из Франции бригада Александра Засядко расположилась в Подолии (область на Украине, с 1793 г. часть Российской Империи). В то время в военных кругах большой интерес вызывали так называемые «конгревовы ракеты». В начале XIX в. английский полковник инженер Вильям Конгрейв, познакомившись с ракетами в Индии, организовал производство несколько усовершенствованной их модификации в Англии. Английские войска достаточно успешно использовали их в войне против Дании (1804), Франции (1807). В Европе хорошо знали об их применении, однако секреты их производства англичане держали в тайне.

Наиболее удачная «презентация» этого оружия состоялась в 1812 г. во время Лейпцигской битвы, где англичане в составе многонациональных сил (России, Пруссии, Швеции и др.) направили свои ракеты против наполеоновских войск. Эффект применения, который Александр наблюдал своими глазами, чрезвычайно заинтересовал его, и он поставил перед собой задачу вооружить этой новинкой русскую армию.

Имевший «основательные сведения» в физике, химии и механике, ознакомившись с результатами опытов в Дрездене и Париже, Засядко приступил к собственным работам в 1815 г. Однако для них были нужны деньги — на закупку материалов, оборудования, найма людей, — а их у Александра Дмитриевича не было. Продав доставшееся ему после смерти отца небольшое имение близ Одессы, Александр Дмитриевич на вырученную сумму оборудовал под лабораторию один из сараев, где и начал свои исследования. Опыты удались, и секрет «конгревовых ракет» был раскрыт.

Для этого Засядко был вынужден повторить путь, пройденный Конгрейвом. Для этого ему пришлось начать с вывода о том, что ракеты боевые, скорее всего, есть то же самое, что и фейерверочные. Изменив конструкцию последних и усовершенствовав их изготовление, он создал зажигательные и гранатные боевые ракеты 2-х, 2,5— и 4-х дюймового калибра. После большого числа опытных пусков удалось увеличить дальность их полета до 2300 м.

Убедившись в успехе своих исследований, Александр Дмитриевич в апреле 1817 г. направил рапорт на имя барона Меллер-Закомельского с описанием своего изобретения. В этом рапорте он писал о легкости, дешевизне и необыкновенном удобстве в перевозке ракет, что составляет, по мнению изобретателя, «превосходство оных». При этом Засядко разработал рекомендации по применению нового оружия при обороне крепостей и побережий. При этом он высказал весьма оригинальную идею, которая впоследствии была воплощена в России. Поскольку порох делался и хранился во многих приграничных местах, — считал он, — то в войсках можно возить одни только железные листы для ракетных гильз, а ракеты изготовлять по мере надобности, таким образом предохраняя готовые экземпляры от порчи при перевозке. Для пуска ракет Засядко разработал станок оригинальной конструкции, отличавшийся от тяжелых, громоздких конгревовых лафетов простотой и легкостью.

Рапорт Засядко был доложен императору. Александр был очень доволен бескорыстием изобретателя, который даже не требовал вознаграждения: «Слава Богу, есть офицеры, которые служат из одной только чести!» Засядко был направлен в Могилев в главную квартиру (главный штаб) армии фельдмаршала М. Б. Барклая-де-Толли для того, чтобы продемонстрировать офицерам и фейерверкерам способы изготовления и использования нового оружия.

За эти работы и «в вознаграждение отличнейших познаний» Барклай-де-Толли выхлопотал в 1818 г. Александру Дмитриевичу Засядко произведение в генерал-майорский чин.

Летом 1820 г., будучи уже назначенным дежурным генералом 2-й армии, в Одессе Александр Дмитриевич женился на дочери местного градоначальника девице Елизавете Максимовне Грессер. Но спокойная семейная жизнь продолжалась недолго — 25 ноября генерал-майор Засядко получил императорский приказ прибыть в Санкт-Петербург. Здесь ему было поручено возглавить учреждаемое там Артиллерийское училище, а также управление петербургскими арсеналами, пиротехнической лабораторией и Охтенским пороховым заводом.


Так перед Засядко открылось новое поле деятельности, совершенно меняющее ритм его прежней жизни. Он писал своему давнему сослуживцу, генералу А. Н. Киселеву: «С бивуаков посадили меня за дела письменные и ученые». Но он со всем жаром своей души принялся за новую работу.

Первоначально училище не имело своего помещения и Засядко энергично взялся за строительство комплекса новых зданий. И в 1822 г. на набережной Невы у Литейного моста выросли корпуса, стоящие до сих пор. Они вмещали помещения для занятий, для отдыха, учебные лаборатории, библиотеку, столовую для юнкеров. К средствам, отпущенным на строительство, Засядко относился чрезвычайно бережливо и на сэкономленные деньги добился приобретения для училища необходимых физических приборов и несколько сотен томов книг для библиотеки.

И хотя Засядко «исправлял» многие должности, училище все же было главным предметом его заботы. Стремясь довести преподавание в нем до возможного совершенства, заботясь о вверенных ему юношах, как о своих детях, Александр Дмитриевич добился того, что училище стало считаться образцовым. Впоследствии, в середине XIX в. на базе училища была образована Михайловская артиллерийская академия.

В период руководства Охтенским пороховым заводом и пиротехнической лабораторией Засядко сделал ряд изобретений, в частности, разработал пороховую мельницу, которая предотвратила частые ранее взрывы при производстве пороха. Помимо этого, он изобрел орудийный калибромер и лафет с пушкой для обороны крепостей.

Кроме того, Засядко занимался опытами с отливкой орудий, исследуя свойства металлов, а также изучением возможности многократной отливки новых артиллерийских орудий из старых. К числу его изобретений принадлежит переносное устройство для передвижения орудий особо крупного калибра и других тяжестей.

Засядко не забывал и о ракетной технике. В училище был введен курс о ракетах, а при училище образована учебная ракетная батарея. Руководя училищем, генерал Засядко оставался храбрым офицером, и бескорыстным человеком. Однажды в апреле 1822 г. случился пожар жилого дома, расположенного поблизости от пиротехнической лаборатории и ее складов со снарядами. Засядко, не обращая внимания на опасность, лично руководил тушением пожара и спасением боеприпасов. После пожара лабораторию и склады перенесли подальше от города, вверх по Неве, и друзья посоветовали Засядко выпросить у императора освободившееся место для себя, ведь оно могло принести немалый доход. Но Александр Дмитриевич отказался от этого выгодного предложения и вместо этого составил свое предложение по устройству на этом месте лагеря для училища с разбитым при нем садом. «Это было бы полезно для здоровья юнкеров, — говорил он, — и, вместе с тем, лагерь был бы близ самого заведения».

Об отношении Засядко к порученному ему делу говорит следующая история. На него было возложено распоряжение постройкой и оборудованием арсенала. Усердием генерала он был приведен в образцовый порядок и стал гордостью артиллерийского ведомства и его руководителя, великого князя Михаила Павловича. Арсенал посещали многие высокопоставленные иностранные лица, приезжавшие в столицу, но лучше всех, правда, несколько по-женски, высказалась великая княжна Анна Павловна: «Это не арсенал, а магазин галантерейных вещей!».

В период службы Александра Дмитриевича в Петербурге семья перебралась в столицу, и 5 февраля 1821 г. здесь родился его первенец, названный в честь императора Александром, а воспреемником его был сам великий князь Михаил Павлович. Субботними вечерами в петербургскую квартиру Александра Дмитриевича наведывались его боевые друзья, в основном боевые офицеры, с которыми он делил невзгоды в русско-турецкую войну и кампанию 1812 г. — композитор А. А. Алябьев, писатели, братья Сергей и Федор Глинки. Составлялись спонтанные музыкально-литературные вечера, где сам Александр Дмитриевич немного музицировал, а его супруга исполняла романсы.

В апреле 1826 г. Засядко отправился в Крым для лечения и там же получил за отличную и усердную службу орден Св. Владимира 2-й степени. По возвращении в Петербург в конце 1826 г. он был назначен начальником штаба генерал-фельдцейхмейстера (командующего артиллерией).

С 1 января 1827 г. с прежней неукротимой энергией и неусыпной ревностью, не щадя себя, принялся он за свою новую обязанность. Это время стало началом нового этапа развития артиллерии, и Россия не хотела отставать от других государств. Став начальником штаба, Засядко провел срочную техническую реорганизацию этого рода войск. По это приказу были сняты с вооружения устаревшие, неповоротливые «единороги», орудия, появившиеся в русской армии еще во времена Ивана Грозного. Стал генерал Засядко и инициатором организации в Петербурге на Волковом поле специального «ракетного заведения», предназначенного для промышленного производства боевых ракет.

В 1828 г. началась русско-турецкая война. Засядко находился с армией вначале в Молдавии, а потом в Валахии, при взятии русскими войсками турецких крепостей Браилова, Варны, Шумлы. Организовав в войсках в г. Тирасполе производство боевых ракет, он активно применял их в боевых действиях — за время войны их было изготовлено 9745 штук. За успешное руководство артиллерией в войне в 1829 г. Засядко стал генерал-лейтенантом.

Во время военных действий Александру Дмитриевичу приходилось месяцами находиться под открытым небом, часто без сна и пищи. Все это резко ослабило и без того расстроенное здоровье.

После троекратного в короткое время апоплексического удара в 1830 г. Засядко вынужден был просить отпуск и весной 1831 г. переехать в Москву для лечения местными минеральными водами. Но это не помогло, и он был вынужден перебраться в октябре 1832 г. в Харьков, ближе к родному уголку: в 80 верстах от Харькова находилась деревня его жены. Сюда же перебралось и все расширившееся его семейство — после Александра у Засядко родились еще 5 сыновей и две дочери.

Пребывание в Харькове не принесло серьезного улучшения здоровья и в ноябре 1832 г. Засядко решил отправиться на Кавказские воды. Но здоровье его не поправилось, и здесь в апреле 1834 г. он вынужден был написать прошение об отставке, и в мае того же года получил ее. Так окончились 37 лет беспорочной службы славного русского генерала.

Уйдя на покой, Александр Дмитриевич остался в Харькове безвыездно до конца своей жизни. Можно сказать и безвыходно, поскольку почти не покидал своего дома. Его навещали лишь самые близкие люди и изредка старые боевые товарищи. Он проводил время, не смея из-за здоровья ни о чем серьезно размышлять. Любой посторонний резкий звук, даже шелест страниц раздражал его. Только в ясную теплую погоду его можно было видеть с палкой в руке, медленными шагами бредущего по тротуарам города, закутанным в теплые вещи. Лишь по георгиевскому кресту и уважительным приветствиям жителей города можно было узнать бывшего бесстрашного воина и известного ученого.

В последние годы жизни пожилого генерала занимала мысль, как облегчить плавание через Днепровские пороги. Собрав все сведения, весной 1837 г. он отправился к порогам, обозрел местность и нашел, что действительно можно обеспечить свободное плавание с помощью изобретенной им машины. К сожалению, эта поездка, от которой он ожидал много пользы, еще более подорвала его здоровье.

Последние четыре месяца жизни Александра Дмитриевича прошли в борьбе с жестокими страданиями. Печальными были последние дни этого мужественного человека. Свои страдания Александр Дмитриевич пытался подавить силой воли и скрыть от своего семейства. Но рок был неумолим. Незадолго до смерти Александр Дмитриевич потребовал, чтобы его перевезли в Куряжский монастырь, что располагался в 9 верстах от Харькова. Современники Засядко с грустью вспоминали, как его на руках вынесли из дома и, усадив в карету, повезли шагом в монастырь. Через неделю, 27 мая 1837 г., Александр Дмитриевич Засядко скончался.

За вклад этого выдающегося русского человека в развитие ракетной техники, за заслуги перед Отечеством именем Засядко назван один из кратеров на Луне.

Наши контакты:


Энциклопедия для детей. Мир природы.
Спасибо, что вы с нами!

Skype:
Контактный телефон: +7 (8903) 712-11-74
Email: [email protected]