Российский физик, специалист в области полупроводниковых гетероструктур, лауреат Нобелевской премии
Когда маститый и талантливый ученый становится лауреатом Нобелевской премии, это событие переходит из разряда его личных достижений в разряд общественных сенсаций.
В нашей стране таких людей, как Жорес Иванович, немного, их можно пересчитать по пальцам.
Оставаться добродушным человеком с искрометным юмором и мягкой улыбкой под гром оваций и звуки фанфар, пожалуй, может не каждый, и иногда это сложнее, чем добиваться заветной награды.
Однако Жорес Алфёров не заболел «звездной болезнью» и по-прежнему верен себе: он в меру деловит, раскрепощен в общении и совсем не производит впечатление далекого от мирской суеты «высоколобого» мужа науки.
Жорес Иванович родился 15 марта 1930 года в Витебске. Таким удивительным и непривычным русскому уху именем родители нарекли его в честь основателя Французской социалистической партии, Жана Жореса. В детстве с замиранием сердца подрастающий мальчик слушал рассказы своего отца о гражданской войне. Иван Карпович, вчерашний унтер-офицер, ставший командиром артиллерийского полка Красной Армии, колесил по стране вместе с семьей, но на учебе детей это никак не сказывалось. «Мне было легко учиться: в школе и на улице у меня всегда был надежный защитник — старший брат. В свои 20 лет Маркс Иванович Алфёров, навсегда оставшийся для меня старшим братом, погиб в бою, участвуя в Корсунь-Шевченковской операции», — писал в своих воспоминаниях Жорес Иванович.
Когда в 1945 году Алфёровы перебрались в разрушенный послевоенный Минск, Жорес поступил в единственную сохранившуюся в городе мужскую среднюю школу, где ему посчастливилось стать учеником замечательного учителя физики, Якова Борисовича Мельцерзона. «На его уроках мы, вообще довольно «хулиганский» класс, никогда не шалили, потому что он, влюбленный в науку, умел передать это отношение к своему предмету и нам», — возвращаясь в памяти в те далекие годы, говорил Жорес Иванович. Пораженный рассказами своего «научного гуру» о работе катодного осциллографа и принципах радиолокации, Жорес Алфёров поехал поступать в Ленинградский электротехнический институт имени В.И. Ленина. Один из лучших учеников своей школы, золотой медалист, он без вступительных экзаменов был принят на факультет электронной техники. Закипела, забурлила студенческая жизнь. Юноша с горящими глазами и страстным рвением к знаниям выделялся из общего потока, примечали его и преподаватели. Когда в декабре 1952 года проходило распределение, все уговаривали подающего надежды специалиста остаться в родном институте, но сам Жорес Иванович был твердо уверен, что его судьба ждет его в Ленинградском физико-техническом институте имени А.Ф. Иоффе.
С первых дней молодой ученый принял участие в работах по традиционной тематике учреждения — физике полупроводников. После защиты кандидатской диссертации, им были разработаны первые советские транзисторы и силовые германиевые приборы. Открытие Жоресом Алфёровым идеальных гетеропереходов и новых физических явлений — суперинжекций, электронного и оптического ограничения в гетероструктурах — позволило также кардинально улучшить параметры большинства известных полупроводниковых приборов и создать принципиально новые.
В 90-е одним из основных направлений деятельности Жореса Алфёрова становится исследование свойств наноструктур пониженной размерности: квантовых проволок и квантовых точек. А спустя десятилетие, 10 октября 2000 года, мировые информационные агентства передали сообщение, которое не могло оставить равнодушным ни одного россиянина, болеющего душой за свое Отечество. Шведская королева и Академия наук присудили Нобелевскую премию по физике за фундаментальные работы по информационным и коммуникационным технологиям Жоресу Ивановичу Алфёрову.
Это высокое звание добавилось к числу прочих. Действительный член Российской академии наук, лауреат Государственной и Ленинской премий, премий Иоффе, Карпинского, Уолкера, сегодня Жорес Иванович Алфёров, помимо всего прочего, еще и депутат Государственной думы, пришедший в большую политику с одной простой целью: избавить молодых и талантливых российских ученых от страшного выбора — потерять Родину или потерять себя. По глубокому убеждению этого неравнодушного человека, «если уж и суждено нашей стране быть великой державой, то она ею будет благодаря труду ее народа, вере в знание, в науку, благодаря сохранению и развитию научного потенциала и образования».
Выйдя за пределы лаборатории, фундаментальные исследования Жореса Ивановича легли в основу передовых научных и прикладных направлений: целый ряд приборов с гетеропереходами — лазеры, светодиоды, светофоры, преобразователи солнечной энергии — выпускаются сегодня промышленным способом.