Мир природы Карта сайта Правила работы с сайтом Наши авторы
Введение Новости Заповедники

Люди и наука

Павел Осипович Сухой

Сухой Павел Осипович (1895—1975) Сухой Павел Осипович (1895—1975)

Конструктор авиационной техники


«Павел Осипович Сухой был необыкновенным человеком. Его отличали необычайная выдержанность, огромное чувство собственного достоинства и глубочайший патриотизм. На протяжении всей жизни главными ценностями для него всегда оставались Родина, работа и семья», — так рассказывал о выдающемся советском конструкторе его соратник Игорь Викторович Емельянов. Многие годы Павел Сухой непосредственно участвовал в укреплении обороноспособности страны и поднял престиж отечественного самолетостроения на недосягаемую высоту.

Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в Белоруссии в многодетной семье. С детства проявлял интерес к математике и физике, прекрасно разбирался в технике, много читал. Окончив гимназию с серебряной медалью, Павел Сухой поступил на физико-математический факультет Московского университета, но впоследствии перевелся в Московское императорское высшее техническое училище.

Талантливые педагоги одного из лучших учебных заведений того времени открыли перед Павлом Осиповичем удивительный мир естественных наук. Целый год, словно завороженный, он слушал лекции Николая Егоровича Жуковского, под руководством этого профессора занимался в кружке воздухоплавания — мастерил модели самолетов, исследовал их летные качества, участвовал в строительстве аэродинамической трубы.

В 1916 году Павел Сухой был призван в армию, и после окончания Петергофской школы прапорщиков направлен на Северо-Западный фронт. Именно там он впервые осознал, какую огромную роль играет в бою авиация.

В 1918 году Павел Осипович вернулся в родную Белоруссию и два года преподавал математику в школе. После того как постановлением Совнаркома была возобновлена работа высших учебных заведений, он вновь поехал в Москву на учебу. В 1924 году способного студента заметил Андрей Николаевич Туполев. Он пригласил Сухого работать в Центральный аэрогидродинамический институт. Перед Павлом Осиповичем сразу поставили нелегкую задачу — создать цельнометаллический истребитель для серийного производства.

Работа над новой машиной с двумя двигателями, получившей обозначение БД-2, принесла конструктору шумный успех. На гражданском варианте этого самолета в сентябре 1938 года летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова установили новый мировой рекорд дальности и продолжительности полета.

В 1940 году, после победы в конкурсе разработки многоцелевого самолета «Иванов», Павел Осипович получил назначение на должность руководителя самостоятельного конструкторского коллектива. Через некоторое время в массовое производство был запущен самолет Су-2.

В суровые годы войны вместе со своими соратниками Павел Сухой создал скоростные высотные истребители Су-1, Су-3, работал над модернизацией самолетов-штурмовиков Су-6, Су-8, спроектировал и запустил в производство новые образцы воздушных судов с реактивными двигателями — Су-9, Су-11. В конце 1940-х годов конструктор построил околозвуковой истребитель Су-15, экспериментальный самолет с крылом большой стреловидности Су-17, а в середине 1950-х годов — фронтовой истребитель бомбардировщик Су-7Б.

Одним из важнейших событий в истории советского самолетостроения стало создание Павлом Сухим самолета с крылом изменяемой в полете геометрии. Такие машины получили возможность совершать укороченные взлет и посадку, длительное патрулирование, достигать больших скоростей полета.

В 1960-е и 1970-е годы под руководством Павла Осиповича был спроектирован целый ряд сложнейших машин, предназначенных для эксплуатации в любых метеоусловиях и в любое время суток — П-1, Т-37, Т-4 и другие. Некоторые из них находятся на вооружении России и сегодня.

Выдающиеся заслуги Павла Осиповича Сухого перед Отечеством отмечены присвоением звания Герой Социалистического Труда, присуждением Сталинской, Ленинской и Государственной премий, вручением нескольких орденов и медалей.

Первый самолет Павла Сухого И-4 опередил все существующие в мире аналоги сразу по нескольким показателям и, успешно пройдя все необходимые испытания, был поставлен на вооружение Красной Армии. Благодаря своим уникальным техническим характеристикам, новое воздушное судно АНТ-25, спроектированное и выпущенное под руководством Павла Осиповича, в один миг побило все существовавшие тогда рекорды дальности полета. Мировая авиационная техника еще не знала самолета подобного класса с таким размахом крыла.

Наши контакты:


Энциклопедия для детей. Мир природы.
Спасибо, что вы с нами!

Skype:
Контактный телефон: +7 (8903) 712-11-74
Email: [email protected]