Мир природы Карта сайта Правила работы с сайтом Наши авторы
Введение Новости Заповедники

Люди и наука

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский

Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич (1909—2001) Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич (1909—2001)

Генеральный конструктор, генеральный директор НПО «Молния»


Вклад талантливого конструктора и видного ученого Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского в развитие современной авиации и космонавтики огромен.

С его именем связывают появление отечественных высокоскоростных маневренных самолетов.

Под его руководством был создан знаменитый «Буран» — уникальный орбитальный корабль, успешный полет которого стал эпохальным событием для всего человечества.

В том, что Россия в середине ХХ века подтвердила свой статус великой космической державы, есть немалая заслуга Лозино-Лозинского.

Профессиональная «биография» Глеба Евгеньевича необычайно яркая и выразительная: у него нет рядовых работ, он занимался разработкой принципиально новых, уникальных конструкций, которые определяли курс развития отечественной аэрокосмонавтики.

Сразу же после окончания Харьковского механико-машиностроительного института, в 1930 году, Глеб Евгеньевич принял участие в проработке проекта первой отечественной паровой конденсационной турбины большой мощности, позднее — в Харьковском авиационном институте занимался паротурбинной двигательной установкой для тяжелого бомбардировщика А.Н. Туполева. Это был передний край инженерных изысканий, где рождались идеи, которые привели к научному прорыву в отрасли.

В 40-х годах конструкторы работали над проблемой увеличения скорости полета. Проводились испытания комбинированных двигательных установок, пороховых ускорителей. Именно за счет этих технических новшеств удалось добиться решения задачи и создать самолеты с жидкостно-реактивным двигателем.

Энергетика самолетов стала основным интересом Глеба Лозино-Лозинского. В 1941 году он перешел в ОКБ А.И. Микояна, где разрабатывал варианты реактивных газотурбинных двигателей. Под руководством и при непосредственном участии Глеба Евгеньевича осваивались современные силовые установки, в том числе комбинированные. Здесь появилась первая отечественная форсажная камера для поршневого двигателя, которая позволила увеличить тягу двигателя на 30 процентов. Опережающая разработка позволила начать штурм звукового барьера сразу же с освоения ТРД.

Усилия талантливых конструкторов не пропали даром: 18 октября 1949 года летчик А. Тетерев впервые в СССР достиг скорости звука в пологом пикировании на серийном истребителе МиГ-15, а на МиГ-17 в феврале 1950-го — уже в горизонтальном полете. МиГ-17 был оснащен серийной форсажной камерой, разработанной под руководством Глеба Лозино-Лозинского в тесном сотрудничестве с ЦИАМ.

Глеб Евгеньевич возглавил в бюро работы по комплексному сопряжению двигателя с воздухозаборником и форсажной камерой, что должно было повысить эффективность всей силовой установки, послужившей основой для сверхмощных истребителей — МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21.

С ростом скоростей и количества полетов российская авиация начала освоение космоса. В 1965 году 55-летний Лозино-Лозинский, возглавив ОКБ-155 А. Микояна, занимался разработками крылатых космических кораблей и вновь добился немалых успехов. Под его началом была создана, отличная от традиционной, двухступенчатая воздушно-космическая система, получившая индекс «Спираль».

Орбитальный корабль «Буран» с многоразовой теплозащитой и автоматической посадкой, самолеты схемы «триплан» — все это величайшие конструкторские достижения Глеба Евгеньевича, его вклад в авиационную и космическую отрасли.

Патриарх российского авиакосмического строения был не просто талантливым руководителем, но и душой коллектива, генератором идей. Его творческое отношение к любимому делу, преданность науке позволяли мастерски решать самые сложные вопросы и нередко приводили к открытиям.

Глеб Лозино-Лозинский умел увлекать людей, заражать их общей идеей. Он один из основателей Российской инженерной академии, организатор регулярно проводимого в Москве Международного аэрокосмического конгресса. Долгое время возглавлял секцию «Авиакосмическая», заведовал кафедрой «Авиационно-космические системы» в МГАТУ имени К.Э. Циолковского, возглавлял журнал «Авиакосмическая техника и технология».

Исключительные заслуги Глеба Лозино-Лозинского отмечены престижной премией имени Зингера, присужденной Германским обществом аэронавтики и астронавтики, Ленинской премией, Государственной премией СССР, орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и другими наградами.

Необычайная энергия и замечательные идеи Лозино-Лозинского воплотились в его «детищах». Гордость отечественной авиации МиГ-21 (модификации Е-66) установил два абсолютных мировых рекорда скорости горизонтального полета в 1956—60-м годах и абсолютный мировой рекорд высоты в 1961 году. Микояновские истребители показали полное превосходство над другими самолетами в период локальных конфликтов в 1960—70-е годы. Всего было разработано более 45 модификаций самолета МиГ-21, а общее количество машин значительно превысило 10 тысяч.

Наши контакты:


Энциклопедия для детей. Мир природы.
Спасибо, что вы с нами!

Skype:
Контактный телефон: +7 (8903) 712-11-74
Email: [email protected]