Мир природы Карта сайта Правила работы с сайтом Наши авторы
Введение Новости Заповедники

Люди и наука

Олег Константинович Антонов

Антонов Олег Константинович (1906—1984) Антонов Олег Константинович (1906—1984)

Выдающийся российский авиаконструктор


С именем Олега Константиновича Антонова связана вся история отечественного планеризма. За сорокалетнюю деятельность в области планеростроения он создал более 50 опытных, экспериментальных и спортивных конструкций планеров.

На спортивных планерах Антонова было установлено 85 всесоюзных рекордов, из которых 16 превзошли зарубежные. Знаменитые Аны так и остаются непревзойденными по многим характеристикам, занимая элитные места в «табели о рангах» мирового авиастроения.

Олег Константинович родился 7 февраля 1906 года в Подмосковье. Окончил Саратовский индустриальный техникум. Уже в начале 1920х он стал известен в научных кругах своими конструкторскими разработками.

В 1930 году, после окончания Ленинградского политехнического института по авиастроительной специальности, он был приглашен в Москву на должность начальника планерного конструкторского бюро Осоавиахима.

В 1933 году Олег Антонов стал главным конструктором Планерного завода в Тушине. За шесть лет под его руководством было создано более 30 типов планеров. Часть из них попали в серийное производство, на некоторых были установлены мировые рекорды. На шести тысячах планеров, построенных заводом, прошли обучение свыше 150 летчиков!

С 1938 по 1940 год Олег Константинович был ведущим инженером в ОКБ А.С. Яковлева. В 1940—1941 годах на заводе «Красный летчик» в Ленинграде он работал по заданию Сталина над легким связным самолетом типа немецкого «Шторха». Его предполагалось запустить в серийное производство на заводе в Каунасе, но началась война, город захватили фашисты, конструктору с коллегами едва удалось спастись.

Будучи главным инженером планерного управления НКАП, Олег Антонов организовал производство грузового и десантного планера А-7, который широко использовался для снабжения партизан и заброски в тыл врага десантных подразделений.

В 1943 году Олег Константинович был назначен первым заместителем конструктора в ОКБ А.С. Яковлева, а в 1945 стал начальником филиала этого ОКБ в Новосибирске. В 1946 году филиал был преобразован в ОКБ по гражданским и транспортным самолетам, а Олег Антонов назначен главным конструктором. Однако в полной мере проявить свой талант конструктору удалось лишь в Киеве, куда он переехал в 1952 году. Начать здесь производство специализированного сельскохозяйственного самолета Ан-2 ему предложил Н. Хрущёв, тогда первый секретарь Компартии Украины.

К началу 1960-х был запущен в серийное производство Ан-12, ставший основным самолетом на вооружении ВДВ, позднее — тяжеловес Ан-22, который использовался при освоении тюменских нефтяных и якутских алмазных месторождений.

В 1982 году состоялся первый полет знаменитого Ан-124, самого большого на сегодняшний день в мире серийного самолета военно-транспортной авиации. Машина предназначена для дальних перевозок тяжелых крупногабаритных грузов и парашютного десантирования боевой техники с экипажами.

Под руководством Олега Константиновича были созданы также многоцелевые аппараты Ан-14, Ан-28, способные базироваться на неподготовленных площадках длиной до 500 метров, экономичные пассажирские самолеты Ан-10 и Ан-24, цельнометаллические планеры А-11, А-13, А-15, мотопланеры Ан-11М и Ан-13М, дельтаплан «Славутич». Им разработана система автоматизированного проектирования транспортных самолетов, внедрены клеесварные соединения и композиционные материалы, развиты методы авиастроительной экономики.

Олег Антонов долгие годы преподавал в Харьковском авиационном институте. В 1978 году он получил звание профессора, а в 1981-м — академика АН СССР. Он награжден Золотой медалью имени А.Н. Туполева, Ленинской премией, Государственной премией СССР, тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени. В его честь учрежден диплом Международной авиационной федерации (FAI). Имя Антонова присвоено Киевскому механическому заводу, Опытно-конструкторскому бюро, которое он возглавлял, и Саратовскому авиационному колледжу.

В 1950-е годы, когда почти все КБ занимались боевыми машинами, Олег Антонов приступил к разработке транспортных самолетов. Его соперником был Роберт Бартини — яркий ученый, чьи смелые технические идеи опережали свое время. Но правительство отдало предпочтение проекту Олега Константиновича. Так получил путевку в жизнь Ан-8 — первый советский воздушный грузовик, выполненный по схеме, впоследствии ставшей классической. Главные достоинства машины — практичность и экономичность.

Наши контакты:


Энциклопедия для детей. Мир природы.
Спасибо, что вы с нами!

Skype:
Контактный телефон: +7 (8903) 712-11-74
Email: [email protected]