Авиаконструктор, создатель и разработчик свыше 200 модификаций самолетов
«Завинчивать и отвинчивать что-нибудь было моей страстью. Отвертки, плоскогубцы, кусачки были предметами моих детских вожделений, а пределом наслаждения — возможность покрутить ручную дрель», — вспоминал на склоне своих лет Александр Сергеевич Яковлев.
В детстве будущий конструктор безжалостно ломал свои игрушки, паровозы и заводные автомобили, стремясь заглянуть внутрь, узнать, как они устроены. Мать Александра Сергеевича, заметив повышенный интерес сына к технике всякого рода, советовала ему стать инженером.
Александр Яковлев поступил в приготовительный класс мужской гимназии имени П.Н. Страхова, и вскоре удивил близких своими разносторонними увлечениями: в школе он был членом драмкружка, редактором ученического литературно-исторического журнала, активистом радио- и авиамодельных кружков...
В 1923 году, когда было объявлено о проведении в Крыму первых планерных состязаний, юного Александра Яковлева рекомендовали в помощники к опытному летчику-испытателю. Не на шутку загоревшись идеей создания крылатой машины, новичок Яковлев смотрел на бывалых планеристов как на чародеев. С огромным энтузиазмом он принялся за создание летательного аппарата, однако первый полет постигла неудача: планер лишь на несколько метров оторвался от земли и на глазах у публики разбился. Это происшествие не охладило пыл Александра Яковлева, скорее наоборот, помогло ему окончательно определиться с выбором профессии. Решив самостоятельно сконструировать планер, он обратился за помощью к Сергею Владимировичу Ильюшину, тогда еще слушателю Академии воздушного флота. Благодаря его поддержке, на очередных состязаниях в Крыму машина Яковлева завоевала призовое место.
После успеха в Коктебеле мечта Александра Сергеевича об авиационном образовании стала еще более жгучей, но поступить в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского не удалось: не было необходимого стажа службы в Красной Армии. Поэтому он устроился простым рабочим в учебные мастерские академии, и только спустя два года Александру Сергеевичу удалось добиться перевода в летный отряд.
По окончании вуза, в 1931 году, Александр Яковлев был направлен на завод имени В.Р. Менжинского, в ЦКБ, где сильная группа авиационных инженеров занималась разработкой самолетов легкого типа, в основном, истребителей, разведчиков и штурмовиков. Уже через несколько лет Александр Сергеевич становится главным конструктором и «с нуля» создает свое опытное конструкторское бюро.
Во время Великой Отечественной войны машины Александра Яковлева собирались на 14 авиастроительных заводах страны, поставляющих на фронт в общей сложности до 38 самолетов в сутки.
Конструктор от Бога, Александр Сергеевич стал одним из пионеров создания в СССР боевой реактивной авиации. Однако наряду с боевыми самолетами яковлевское ОКБ было единственным, которое выпускало технику и гражданского назначения. Полет первого гражданского самолета, реактивного Як-40, стал заметным мировым событием. Гордость СССР, он побывал на авиасалонах в Париже, Токио, Стокгольме, Ганновере, выполнял демонстрационные полеты в 75 странах мира, первым из отечественных самолетов прошел сертификацию на Западе. Одновременно с этим в ОКБ Яковлева шли работы по созданию учебно-тренировочных и спортивных самолетов, появился и ближнемагистральный Як-42, успешно эксплуатирующийся в наши дни.
Большое внимание Александр Сергеевич уделял разработке самолетов с коротким или вертикальным взлетом и посадкой. Отдельная страница в истории ОКБ посвящена этим уникальным машинам, по своим техническим характеристикам не имеющим себе равных: в 1972 году на вооружение ВМФ СССР был принят Як-38, базирующийся на авианесущих крейсерах.
Всего под руководством Александра Сергеевича Яковлева было создано свыше 200 типов самолетов, из них более 100 серийных, на которых в разное время было установлено 86 мировых рекордов. Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, обладатель множества медалей и дипломов, премий и званий, он служил своему Отечеству, и Отечество воздает ему по заслугам.
В стенах ОКБ Яковлева появился АИР-9, в 1934 году показанный на Парижской авиационной выставке, где СССР участвовал впервые. Самолет был признан одним из лучших в своем классе. Коллектив КБ, окрыленный успехом, разрабатывал и выпускал одну за другой новые модели: АИР-10, УТ-1, УТ-3, АИР-11... Был также создан АИР-12, на котором известные летчицы Марина Раскова и Валентина Гризодубова, совершив перелет из Москвы в Актюбинск, установили женский мировой рекорд дальности.