Мир природы Карта сайта Правила работы с сайтом Наши авторы
Введение Новости Заповедники

Люди и наука

Андрей Николаевич Туполев

Туполев Андрей Николаевич (1888—1972) Туполев Андрей Николаевич (1888—1972)

Авиаконструктор, ученый, один из основателей отечественного самолетостроения


С именем Андрея Николаевича Туполева связаны лучшие страницы в истории отечественного самолетостроения.

Под руководством этого прославленного ученого было создано более 100 типов самолетов, выдвинуты и реализованы идеи, которые определили развитие авиационной отрасли на многие десятилетия вперед.

Высокий профессионализм гармонично сочетался в Андрее Николаевиче с талантом организатора и руководителя.

Именно он выступил инициатором создания первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолетов, участвовал в формировании Центрального аэрогидродинамического института, работал над проектами аэродинамических труб, строил гидроканалы.

Туполеву были чужды честолюбивые мечты о богатстве и власти, он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом, потому что в этом — высшее благо. Однажды его спросили: «Почему вы не пишете воспоминаний?» — «Я не пишу, я делаю», — ответил он. Для Андрея Николаевича было важно видеть результат своей работы, осознавать, что своими неустанными трудами он вносит огромный вклад в обороноспособность нашей страны. Будучи человеком решительным и знающим себе цену, он, тем не менее, предпочитал демократический стиль руководства, постоянно привлекал к работе специалистов из разных областей, имел полтора десятка помощников и советников. Примечательно то, что этот выдающийся деятель с государственным мышлением, наделенный необычайными творческими способностями и интеллектом, происходил из обыкновенной крестьянской семьи.

Андрей Туполев родился в 1888 году в селе Пустомазово Тверской губернии. Учился в Московском высшем техническом училище. Свои первые изобретательские идеи он воплотил на занятиях студенческого воздухоплавательного кружка, участвовал в постройке планера, на котором самостоятельно совершил полет. В 1916—1918 годах Туполев работал в первом в России авиационном расчетном бюро, конструировал аэродинамические трубы. В 1918 году вместе с Н.Е. Жуковским он выступил инициатором создания Центрального аэрогидродинамического института. Позднее возглавил конструкторское бюро по проектированию металлических самолетов. Результатами его работы явилось строительство в 1923 году первого легкого самолета смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году — первого цельнометаллического самолета (АНТ-2), в 1925 году — первого боевого цельнометаллического самолета (АНТ-З). Все они великолепно прошли необходимые испытания и получили положительную оценку ведущих авиаторов страны.

На спроектированных им самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 знаменитых рейсов. Среди них: спасение экипажа затертого льдами в Чукотском море парохода «Челюскин» в 1934 году, беспосадочные перелеты Чкалова и Громова в США через Северный полюс в 1937 году. Самолеты-бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики конструкции Андрея Николаевича Туполева успешно сражались на фронтах Второй мировой войны.

В 1950—1960-е годы конструктор продолжил работу по строительству военных и гражданских самолетов. Созданные им реактивный бомбардировщик Ту-12, первый реактивный пассажирский самолет Ту-104, первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, сверхзвуковые самолеты стали гордостью нашей станы.

В настоящее время конструкторское бюро «Туполев» — старейшее российское самолетостроительное предприятие — флагман создания военной стратегической авиации и строительства гражданских авиалайнеров. Более 18 000 самолетов, несущих на своих фюзеляжах эмблему «Ту», бороздят воздушные пространства планеты. Сотни самолетов, изготовленных на предприятии, экспортируются за рубеж, привлекая западных покупателей прекрасными эксплуатационными качествами.

Андрей Николаевич Туполев мечтал оставить след в истории, мечтал сделать что-то очень важное для своей страны. Его мечта стала реальностью, а сам он превратился в легенду, прекрасный миф о современном Икаре.

1920-е годы открыли в процессе развития авиационной отрасли новую эру — эру строительства уникальных по своим техническим характеристикам бомбардировщиков, истребителей, пассажирских, транспортных, морских самолетов, а также аэросаней, торпедных катеров, гондол, мотоустановок — эру, наступление которой неразрывно связано с яркой, плодотворной деятельностью Андрея Николаевича Туполева.

Наши контакты:


Энциклопедия для детей. Мир природы.
Спасибо, что вы с нами!

Skype:
Контактный телефон: +7 (8903) 712-11-74
Email: [email protected]