Выдающийся русский изобретатель в области кораблестроения и военно-морского дела
Среди русских время от времени рождаются выдающиеся личности, которым удается за свою короткую жизнь продвинуть науку на несколько десятилетий вперед.
К таким энтузиастам, опередившим свое время, относится офицер, инженер-изобретатель Лев Макарович Мациевич. Его имя связывают с первыми успехами русской авиации, тем не менее, множество свершений он оставил в области кораблестроения и военно-морского дела.
Лев Макарович Мациевич родился в Киевской губернии в мещанской семье.
В 1901 году окончил Харьковский технологический институт, а в 1906 году Николаевскую морскую академию.
Перечень инженерных идей и проектов Льва Макаровича поражает. Он спроектировал броненосный крейсер, систему противоторпедной защиты кораблей, подлодку, участвовал в строительстве крейсера «Кагул» и броненосца «Иоанн Златоуст». Изобрел устройство, обеспечивающее мягкое и безопасное приземление самолета на воду в критических ситуациях.
Лев Макарович обладал поразительной работоспособностью. За время прикомандирования к Морскому Техническому комитету в Отдел подводного плавания им были представлены 14 (!) проектов подводных лодок с единым двигателем и прибор для обмера обжатия корпуса подводной лодки при погружении. В 1905 году он получил две премии за проекты противоминных заграждений, в 1908-м – за проект защиты боевых судов от атак самодвижущихся мин.
Неудачи России в русско-японской войне 1904-1905 гг. во многом были предопределены отсутствием на флоте средств, обеспечивающих разведку. В 1909 году капитан Мациевич выступил на заседании Морского технического комитета с докладом «О типе морского аэроплана», где высказал смелую по тем временам идею использования авиации с кораблей, представив идею первого в мире авианосца на 25 самолетов. Предложенный Мациевичем проект авианесущего корабля имел навесную палубу для взлета и посадки аэропланов, электрическую разгонную лебедку (прообраз катапульты) и особые тормозные сети (аналог аэрофинишера). Однако средства для проекта были выделены лишь в сентябре 1910 года. До трагической гибели талантливого летчика и изобретателя оставалось несколько дней.
Начало ХХ века было временем стремительного увлечения воздухоплаванием. Великий князь Александр Михайлович, узнав о проекте авианосца, пригласил Мациевича стать членом аэроклуба. А в мае 1910-го Лев Макарович отправился в Париж закупать для России первые «Фарманы» и заодно – учиться летать.
Жизнь Мациевича трагически оборвалась 24 сентября 1910 года в разгар Первой всероссийской недели воздухоплавания в Петербурге. Во время показательного полета на высоте 400 м лопнула диагональная растяжка самолета. Проводить его в последний путь пришли тысячи людей. Отчизна потеряла не только талантливого ученого, но и патриота – Лев Макарович был соучредителем Революционной украинской партии. Похоронен Лев Мациевич на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.