Изобретатель-самоучка, создатель гусеничной платформы и трактора
Саратовский крестьянин Фёдор Абрамович Блинов с юности отличался необыкновенной природной силой и смекалкой, живо интересовался техникой, хорошо разбирался в механике, много читал.
Не имея возможности получить систематическое образование, будущий великий изобретатель своими силами, своим умом пробивался к знаниям. В самообразовании виделся ему выход из деревенской темноты и суеверия. Позднее, Блинов писал жене и детям: «Я убедился: жизнь — главный наставник, но и книги добрые учителя. Учитесь, дети мои, в науках силища неодолимая».
Получив у помещика «вольную» и нанявшись бурлаком на Волгу, Фёдор Абрамович некоторое время бороздил берега красавицы-реки, в кровь истирая веревками плечи. Затем он поступил на пароход «Геркулес» и прослужил на нем почти четверть века кочегаром, помощником машиниста, машинистом.
«Механик от Бога, настоящий талант, умница, и руки у него золотые», — так отзывался о его работе капитан судна. Слава о необычайной даровитости крестьянина вмиг разлетелась по всей Волге. Блинова приглашали для консультаций, старались переманить на другие пароходы, суля повышенное жалованье, но он решительно всем отказывал, а вскоре вообще бросил работу и всецело посвятил свою жизнь изобретательской деятельности. К реализации первой новаторской идеи — изготовлению модели «вагона с бесконечным цепообразным рельсом», облегчающего крестьянский труд на пахоте, он приступил в середине 1870-х годов.
В 1877 году Фёдор Абрамович закончил работу над своим изобретением. Оно представляло собой железнодорожный вагон с деревянным кузовом и рамой, к нижней части которой на рессорах были прикреплены две тележки, поворачивающиеся в горизонтальной плоскости вместе с осями четырех опорных колес. «Бесконечными рельсами» конструктор называл замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. В передней части опорной рамы было укреплено поворотное дышло для пароконной упряжки.
Простое в исполнении, и в то же время сложное в использовании устройство Блинова содержало все элементы современного гусеничного хода, а предложенный конструктором принцип остается неизменным и сегодня.
Летом 1880 года Фёдор Абрамович провел испытания «вагона» на пахоте, грунтовых дорогах и даже на болотистой местности, в ходе которых отметил очевидные преимущества гусеничного хода по сравнению с колесным.
Через год, стремясь воплотить еще одну свою инженерную задумку, Фёдор Абрамович приступил к строительству «самохода» — трактора на гусеничном ходу. Согласно плану конструктора, работа над изобретением не должна была занять много времени, но финансовые проблемы, улаживая которые Блинов арендовал небольшой чугунолитейный завод «Благословение» и наладил широкий выпуск пожарных насосов и сельскохозяйственного инвентаря, растянули ее на семь лет. В итоге первый образец «самохода» был изготовлен только в 1888 году. Принцип его работы в целом совпадал с принципом работы «вагона», только вместо пароконной упряжки в «самоходе» был установлен паровой котел на шесть атмосфер, работавший на нефти. «Самоход» развивал скорость до трех верст в час и имел тяговое усилие 1100—1200 килограммов. Этого было достаточно для работы с несколькими плугами.
Свою машину Фёдор Блинов неоднократно выставлял на промышленных и сельскохозяйственных выставках, всякий раз получая положительные отзывы специалистов. Огромный интерес к конструкции проявили немцы, которые сделали инженеру заманчивое торговое предложение. Но Фёдор Абрамович, испытывавший к тому времени серьезные денежные затруднения, отказал иностранным покупателям: «Я русский мужик, думал и делал для России».
«Новость наша самого приятного содержания. Это изобретение гражданина Блинова, обещающее иметь, несомненно, в недалеком будущем громадное экономическое значение. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы с самодвижущимися рельсами, нагруженной 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа). Запряженная парой обыкновенных лошадей, она проехала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава гражданину Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда!»