Книги по истории открытия радио пестрят громкими именами исследователей разных стран — Джеймс Клерк Максвелл, Майкл Фарадей, Генрих Герц, Эдуард Бранли, Оливер Лодж. Но самое почетное место в этом ряду выдающихся ученых и изобретателей занимает Александр Степанович Попов.
Именно он в 1895 году сумел обобщить и найти разумное техническое воплощение научных идей о возможностях использования электромагнитных волн для беспроволочной связи, создав первый радиоприемник и поставив его на службу человечеству.
Александр Степанович Попов родился 16 марта 1859 года на Урале в семье священника. Рос тихим и спокойным мальчиком. Достигнув подросткового возраста, он поступил в Пермскую духовную семинарию, которую окончил в 1877 году. К тому времени уже окончательно сформировался характер Александра Степановича, определился круг интересов и увлечений, в который вошли естественные науки и техника.
В связи с этим Попов решил не продолжать духовное образование и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Научная жизнь увлекла его. Александр Степанович посещал заседания электротехнического отдела Русского технического общества, работал там «объяснителем» на выставках, общался с такими корифеями этой области науки, как Павел Яблочков, Александр Лодыгин, Владимир Чиколев и Дмитрий Лачинов. В тот же период он вступил в товарищество «Электротехник» и получил должность регулировщика напряжения динамо-машины, служившей для освещения одного из увеселительных садов Петербурга.
После блестящей защиты кандидатской диссертации «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока», Александра Степановича в знак поощрения оставили в университете «для подготовки к профессорскому званию». В 1883 году он начал преподавать в Техническом училище Морского ведомства и Минном офицерском классе, в физической лаборатории которого, воспроизведя все опыты Герца, изобрел прибор для обнаружения и регистрации электрических колебаний. Дальнейшая работа по усовершенствованию этого прибора привела к решению задачи телеграфирования с помощью электромагнитных волн без проводников. 7 мая 1895 года Александр Попов на заседании физического отделения Русского физико-химического общества продемонстрировал сконструированный им радиоприемник. Этот день в нашей стране ежегодно отмечается как день рождения радио.
В статье, посвященной своему открытию, изобретатель писал:
Последнее вскоре было научно доказано, и Александр Степанович занялся разработкой системы радиотелеграфной связи для флота. Плодами его неустанных трудов явились новые изобретения, которые нашли широкое применение в морском деле, в частности при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», потерпевшего аварию у острова Гогланд зимой 1899—1900 годов.
Детектором электрических колебаний в приемнике Попова был изобретенный в 1890 году Эдуардом Бранли прибор, названный английским ученым Оливером Лоджем «когерером». Это был своеобразный полупроводник: стеклянная трубка, заполненная металлическими опилками, электропроводность которой под воздействием электрических колебаний резко возрастала. Использование звонка, и как регистратора поступившего сигнала, и как автомата для приведения когерера в рабочее состояние, и антенны для улавливания электромагнитных волн позволило ученому обнаружить и зарегистрировать электрические колебания.
Проводя дальнейшие опыты и эксперименты со своим прибором, Александр Степанович заметил, что на его работу влияют грозовые разряды. Заинтересовавшись этим явлением, он изобрел новое устройство, предназначенное для записи атмосферных и электрических разрядов на бумажную ленту. Оно получило название «грозоотметчика» и взято на вооружение метеорологами. Помимо этого, Попов стал автором приемника нового типа, способного принимать телеграфные сигналы на наушник с расстояния 45 километров.
13 января 1906 года Александр Попов скоропостижно скончался. Незадолго до этого он стал директором Петербургского электротехнического института и, по свидетельству современников, строил большие творческие планы. Они были воплощены уже его учениками.
«В соединении с вертикальной проволокой длиною два с половиной метра прибор отвечал на открытом воздухе колебаниям, произведенным большим герцевым вибратором на расстоянии 30 сажен. При дальнейшем усовершенствовании он может быть применен к передаче сигналов на расстоянии, при помощи быстрых электрических колебаний... Можно ожидать существенной пользы от применения этих явлений в морском деле...»