Сегодня в России каждому знакомо имя американского изобретателя Эдисона, но лишь немногие знают, кто такой Владимир Шухов, а ведь его изобретательский дар несравненно выше и значимее. На протяжении десятилетий заслуги русского гения замалчивались и преуменьшались.
В творчестве Владимира Григорьевича органично соединились интуитивное прозрение и фундаментальная научная эрудиция, идеальная инженерная логика и глубокая духовность.
Владимир Шухов родился в Белгородском уезде Курской губернии. Его блестящие математические способности проявились очень рано, и потому выбор профессии для юноши был не сложным. Самую фундаментальную физико-математическую подготовку давало в то время Московское Императорское техническое училище, туда и поступил Владимир Шухов.
Атмосфера, царившая там, отнюдь не поощряла студентов к творчеству: мелочный надзор, ущемление элементарных прав, казарменная дисциплина — но вопреки всему Владимир Григорьевич работал столь ярко и самозабвенно, что его стали выделять несколько крупных ученых, преподавателей училища. Получив по окончании золотую медаль и предложение остаться преподавать, молодой человек изъявляет желание в составе научной делегации отправиться в Америку, на всемирную выставку достижений промышленности. В этой поездке произошло знакомство Шухова с русским эмигрантом А.В. Бари, выдающимся инженером, талантливым менеджером, уже несколько лет проживавшим в США. Заокеанские впечатления от железных дорог и металлургических заводов, технических новинок и архитектурных чудес повлияли на всю последующую работу Владимира Григорьевича.
Конец 1870-х — Россия на пороге стремительного промышленного взлета. Многие предприимчивые русские, проживающие в других странах, потянулись на родину, среди них и А.В. Бари, занимавший в то время пост главного инженера Товарищества братьев Нобель. Он привлек к сотрудничеству так приглянувшегося ему еще в Америке молодого многообещающего Шухова. Этот симбиоз успешного менеджера и гениального инженера продолжался 35 лет и принес России огромную пользу.
Впервые Владимир Шухов осуществил, например, промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им форсунки, создал универсальную методику расчета водопроводов, по его проектам было сооружено в России и за рубежом около 200 башен оригинальной конструкции, в том числе знаменитая Шаболовская радиобашня в Москве, под его руководством спроектировано и построено около 500 мостов через Оку, Волгу, Енисей и другие реки нашей страны. Он спроектировал вращающуюся сцену МХАТа и придумал, как спасти знаменитый минарет Самаркандского медресе... Только с 1880-го по 1895 год Владимир Шухов получил девять патентов, не потерявших своего значения и по сей день. Подлинным триумфом инженерной мысли этого «человека Возрождения» стала Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде 1896 года, где более четырех гектаров площади было застроено его конструкциями, каждая из которых являла собой достижение науки и техники.
И после Октябрьского переворота для могучего интеллекта Шухова находились масштабные дела. Все крупные стройки первых пятилеток Страны Советов были связаны с именем Владимира Григорьевича — Магнитка и Кузнецкстрой, Челябинский тракторный и завод «Динамо», восстановление объектов, разрушенных в гражданскую войну, первые магистральные трубопроводы...
Отношения Владимира Шухова с новой властью были далеко не безоблачными, но никогда не приходило ему в голову покинуть свою страну, уехать в спокойную Европу, куда великого инженера неоднократно приглашали. «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны всегда», — такова была позиция Владимира Григорьевича.
Сегодня, в XXI веке, память о великом изобретателе, инженере, гражданине Владимире Шухове необходимо сохранить для следующих поколений, которым будет важно знать, что многие величайшие открытия прошлого и позапрошлого веков пришли к нам не из-за океана и не из Европы, но рождены русским гением, патриотом своего Отечества.
Многое из того, что делал Владимир Григорьевич, было «впервые в мире». Простое перечисление сфер его деятельности поражает воображение: паровые котлы и нефтеперегонные установки, трубопроводы и резервуары для хранения нефти, водонапорные башни и нефтеналивные баржи, доменные печи и металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы и железнодорожные мосты, маяки и трамвайные парки, заводы-холодильники и мины, и еще многое и очень разное.