Джордж Стефенсон, Стивенсон (Stephenson) (9.6.1781, Уайлем, Нортамберленд, - 12.8.1848, Тэптон-Хаус, Честерфилд), английский конструктор и изобретатель, положивший начало развитию парового железнодорожного транспорта.
Родился в семье шахтёра, с 8 лет работал по найму, научился читать и писать в 18 лет, путём упорного самообразования приобрёл специальность механика паровых машин (около 1800 года). С 1812 года главный механик Киллингуортских копей (Нортамберленд), изобрёл рудничную лампу оригинальной конструкции (1815). С 1814 года занимался строительством паровозов.
Первый паровоз "Блюхер" построил при содействии бывшего помощника Р. Тревитика Дж. Стила для рудничной рельсовой дороги. В 1815-1816 годах создал ещё два паровоза усовершенствованных конструкций. В 1818 году совместно с Н. Вудом провёл первые научные исследования зависимости сопротивления рельсового пути от нагрузок и профиля пути.
В 1823 году в Ньюкасле основал первый в мире паровозостроительный завод, на котором был изготовлен паровоз "Передвижение" (1825) для строившейся под руководством Стефенсона железной дороги Дарлингтон - Стоктон, а затем паровоз "Ракета" (1829) для дороги между Манчестером и Ливерпулем (1826-1830). При строительстве этой линии Стефенсоном впервые решены сложные задачи железнодорожной техники: созданы искусственные сооружения (мосты, виадуки и т.п.), применены железные рельсы на каменных опорах, что позволило развивать паровозам типа "Ракета" скорость до 50 км/ч. Ширина колеи (1435 мм), принятая Стефенсоном, стала самой распространённой на железных дорогах Западной Европы.
В 1836 Стефенсон организовал в Лондоне проектную контору, ставшую научно-техническим центром железнодорожного строительства. По чертежам Стефенсона и его сына Роберта строились паровозы, которые эксплуатировались не только в Великобритании, но и в других странах. Стефенсон решал и другие технические вопросы в области транспорта и промышленности, был организатором школ для механиков.