Петр Петрович Смолин не просто любил и великолепно знал мир птиц, он еще обладал редким даром пробудить любовь и тягу к познанию живой природы у своих учеников. Без преувеличения сотни учеников ППС (так называли его юннаты) стали профессиональными биологами, и не только орнитологами, но и специалистами в других областях науки. В этом смысле деятельность одного человека сопоставима с продуктивностью целого специализированного вуза. Многие, не став биологами, переняли у своего Учителя бережное отношение к природе, острую наблюдательность, желание передать другим в наглядной форме увиденную красоту. В числе учеников ППС - писатели, художники, фотомастера, запечатлевшие все разнообразие живой природы и, конечно, птиц - любимого объекта исследований П.П. Смолина.
Петр Петрович родился 5 января 1897 г. в г. Кургане, в состоятельной купеческой семье. В отличие от деда, Дмитрия Ивановича, отец П.П. Смолина - Петр Дмитриевич, потомственный почетный гражданин, делами занимался мало, и главой семьи была мать - Прасковья Ивановна, любимица всей многочисленной родни.
Народная учительница, Прасковья Ивановна была весьма образованной женщиной, из первого выпуска Бестужевских курсов. У Петра Петровича было четверо братьев (один умер младенцем). Старший брат, Дмитрий Петрович, в будущем стал писателем и драматургом, младший, Александр Петрович, - инженером, работал в авиации.
Когда пришло время учиться, Прасковья Ивановна увезла сыновей в Екатеринбург, где они поступили в реальное училище. Летом семья возвращалась в Курган. Учебу Прасковья Ивановна старалась обставить всем, что было нужно: не жалела денег на книги и всякие пособия. По воспоминаниям родных, маленький Петя любил собирать насекомых и другую живность. Став постарше, он завел в доме птиц, одну комнату даже превратили в вольер.
В Екатеринбурге судьба свела Петра Петровича с Дмитрием Павловичем Соломирским, крупным промышленником и орнитологом-любителем. Его коллекция аберраций тетеревиных попала в Дарвиновский музей в Москве, позднее Петр Петрович работал с этими птицами. В Екатеринбурге на гимназическом балу, где Петр Петрович выделялся как завзятый танцор, он познакомился со своей будущей женой Ниной Наркисовной. Она была воспитанницей известного уральского геолога и краеведа М.О. Клера.
В 1913 г. Прасковья Ивановна переехала с детьми из Кургана в Москву, где стала жить, снимая квартиру на Мясницкой, а затем на даче в пос. Соломенная Сторожка, что расположен недалеко от Петровско-Разумовского. После окончания реального училища Воскресенского в Москве и сдачи экзамена на аттестат зрелости Петр Петрович стал студентом естественного отделения (по циклу зоология) физико-математического факультета Московского университета (1914). Здесь он слушал лекции Г.Н. Кожевникова, А.Н. Северцова. В этот период сформировались основные области интересов Петра Петровича, которые устойчиво, с незначительными перерывами продолжали параллельно развиваться всю его жизнь. На них мы подробнее остановимся в конце биографического очерка. Во время учебы в университете (1914-1916) Петр Петрович активно занимается сбором орнитологических и герпетологических коллекций под Москвой и летом в Кургане, отмечая в своем послужном списке добычу цветной вариации большого подорлика, гибрида обыкновенной и белошапочной овсянки, гинандромор-фного снегиря (описан позднее С.И. Огневым), лазоревок Плеске. Эти сборы поступали в фонды Зоомузея МГУ и Дарвиновского музея.
Много времени проводит студент Смолин за разбором коллекционных фондов самих музеев, определяет и переопределяет птиц и представителей герпетофауны. Желание безошибочно узнавать животных в природе побуждает его начать разработку методов определения птиц и земноводных по голосам. В студенческом кружке любителей естествознания при Тимирязевской сельскохозяйственной академии под руководством В.В. Станчинского Петр Петрович совершенствуется в определении птиц в поле. Петр Петрович стал также членом кружка любителей певчих птиц Русского общества акклиматизации животных и растений, вошел в культкомиссию этого общества и начал водить свои первые экскурсии по Московскому зоопарку и в природу.
К осени 1916 г. Петр Петрович был призван на военную службу. По окончании школы прапорщиков был зачислен в 79-й запасной полк, стоявший в Рязани. Но тяготы армейской жизни не уменьшили зоологического интереса Петра Петровича. Добытый им под Рязанью выводок большого тушканчика передается в зоопарк. В 1917 г. Петр Петрович - на Румынском фронте в составе 5-го Калужского полка в Трансильванских Альпах, взводный офицер.
В условиях затишья на фронте и активизации политической жизни Петр Петрович читал бойцам лекции по истории политических учений. Сам он придерживался скорее эсеровских взглядов, был избран председателем полкового комитета. После революции, весной 1918 г., Петр Петрович возвращается в Москву и сразу с головой окунается в свою стихию - биологию и экскурсионно-пропагандистскую деятельность. Первое место работы - зоопарк, должности - заведующий аквариумом, исполняющий обязанности заместителя по науке, заведующий отделом. Служба дает также право на получение продовольственной карточки и пайка. Время голодное, а на плечах Петра Петровича лежит забота о большой семье: жене, матери, родственниках.
В зоопарке Петр Петрович знакомится с Александром Федоровичем Котсом, одним из руководителей зоопарка в то время. Эти люди умудрялись не только сохранять коллекции зоопарка в неблагоприятные годы, но и по мере сил пополнять их новыми экспонатами. Так, в зоопарке были собраны многочисленные породы кур, фазанов и другой птицы из национализированных частных птичьих хозяйств. Дожив свой век в зоопарке, эти птицы затем в виде чучел поступили в Дарвиновский музей. Здесь и орловские красные, полуситцевые, павловские серебристые, гуданы и другие породы. В зоопарке Александр Федорович и Петр Петрович вели и экспериментальные работы по гибридизации кур, фазанов, голубей, кроликов, изучали наследование признаков, сцепленных с полом. В дальнейшем эта тема была подхвачена М.М. Завадовским. Оперативное изменение пола, гормональные воздействия в сравнении с результатами скрещивания давали интересный материал для общебиологических выводов.
Забота о сбережении природы, объектов биологии всегда были отличительной чертой Петра Петровича. Он один из соавторов первого декрета Советской власти об охране природы, участник комиссии по организации Астраханского заповедника. В 1921 г. он посещает Асканию-Нова с целью налаживания контактов с Московским зоопарком для обмена животными. Петру Петровичу выдается мандат на охрану национализированного частного биологического музея А. С. Хомякова. Разбор его коллекций, обстоятельства передачи их в Дарвиновский музей - сюжет для детективного романа. Только из раритетов упомянем здесь чучела вымерших птиц, в частности бескрылой гагарки, коллекцию колибри, райских птиц, птиц-носорогов, фазанов, сборы тропических насекомых, уникальные книги, в том числе четырехтомный Одюбон, 14-томная монография по дятлам и т. д.
При участии Петра Петровича в Дарвиновский музей попадает коллекция аберративных тетеревиных из Политехнического музея. Вероятно, в это время Петр Петрович начинает разрабатывать на основе всего этого материала вопросы зоогеографии и систематики птиц. Любопытно, что свои взгляды на центры возникновения и расселения некоторых групп тропических птиц Петр Петрович обсуждал с Николаем Ивановичем Вавиловым, когда тот заходил в гости к Петру Петровичу в зоопарк, и в свою очередь рассказывал собственную теорию центров возникновения культурных растений. Верный привычке совершенствовать свои знания о живой природе, Петр Петрович попросил у Николая Ивановича помощи при определении подмосковных злаков. Не приходится удивляться теперь, почему впоследствии Петр Петрович поражал многих своим знанием растений. Да только ли растений? Все эти знания он активно применял в своей экскурсионной деятельности.
В первые годы после революции, по словам Петра Петровича, наблюдался расцвет экскурсионного дела, где ППС без ложной скромности считал себя реформатором. Будучи сотрудником опытной экскурсионной базы и музейно-экскурсионного института, работая при Наркомпросе, Петр Петрович развивал на биологических объектах те принципы, которые Гейнике использовал в исторических экскурсиях, а Бакушинский впервые применил в искусствоведении. На нескольких специально подобранных картинах попытаться вызвать у слушателей определенное впечатление от картины, побудить слушателя переживать картину. «А я, - говорил Петр Петрович, - применил этот подход в экскурсиях по зоопарку, Зоомузею и по Подмосковью».
На короткий период Петр Петрович был мобилизован в армию, уже в советскую, и направлен в Архангельск. Будучи политруком роты, читал лекции по текущему моменту, подал заявление в партию, но дальше дело не пошло. Вернувшись по заявке Наркомпроса из Архангельска в Москву, Петр Петрович пришел опять в зоопарк. Он по-прежнему активно изучает птиц в природе: на участке, закрепленном за зоопарком в Истринском районе Подмосковья, в Сокольнической роще. Собранные им здесь данные вошли позднее в публикации М.М. Беляева. В 1923 г. поездка в Ленинград, продолжение работ с лазоревкой Плеске. В том же году в Московском зоопарке Петр Петрович вместе с В.Г. Дормидонтовым организует свой первый биологический кружок - КЮН, из которого через год под руководством П.А. Мантейфеля сформировался известный КЮБЗ, существующий до сих пор. Принципы организации кружковой работы были в чем-то сходны с разработанными Петром Петровичем ранее экскурсионными подходами: понемногу обо всем и все о немногом. «Ближе к природе!» - говорил ППС. Книжных знаний поменьше, природы побольше, не забывая о связи с современностью. Мы не знаем, какие знания пригодятся в жизни, поэтому я предпочитал не накапливать знания, а совершенствовать способы получения знаний. И природа дает в этом отношении ряд удачных примеров. У меня в кружковой работе, - подчеркивал Петр Петрович, - три принципа: опора на подлинный природный материал, исследовательский подход и известный общественный момент». Нельзя сказать, что эти принципы Петру Петровичу удалось воплощать в жизнь без борьбы. Страсти кипели и вокруг исследовательского метода в юннатской работе, и вокруг экскурсий в природу, не говоря об «общественном моменте». В 1924 г. Петр Петрович уходит с частью ребят из зоопарка в БЮН. Связь с биостанцией юных натуралистов в Сокольниках, с ее первым руководителем Б.В. Всесвятским и Н.И. Дергуновым у Петра Петровича началась гораздо раньше, во время совместной организации и проведения «Дней птиц», а позднее «Дня леса». О жизни биостанции ее выпускниками написана интересная книга «У истоков юннатского движения», говорится там и о Петре Петровиче, методисте, заведующем и преподавателе опытной школы БЮН. Летом 1924 г. по инициативе БЮН состоялся I Всесоюзный съезд юных натуралистов, Петр Петрович избирается в состав постоянно действующего Бюро, осуществлявшего координацию юннатской деятельности по всей стране. Из работ орнитологического профиля на БЮН упомянем секцию птицеводства, занимающуюся улучшением пород кур; продолжались орнитологические учеты в Подмосковье и Москве, на летних выездах на реки Оку, Волгу и Каму. Активно способствовал Петр Петрович развитию кольцевания птиц, и первые кольца несли надпись: «Москва, БЮН». Проводились опыты по экологической физиологии птиц, генетике, разрабатывались экологические методы изучения питания птиц.
Интересно отметить, что в школе, которой руководил Петр Петрович, существовало два пути окончания: подготовка к поступлению в вуз и специализация к производственной работе по профилю птицеводства, садоводства, луговедения, фитопатологии, пчеловодства и промышленной энтомологии. Однако усиливающаяся «общеобразовательное» школы с поворотом в политехнику, политизация юннатского движения, ряд других моментов побудили ППС покинуть БЮН в 1929 г. К этому времени у Петра Петровича был уже большой опыт формирования интереса к биологии у детей.
На I Всероссийском съезде по охране природы Петр Петрович, постоянный участник межведомственного Комитета по заповедникам и охране природы, делает доклад «Роль молодежи в деле охраны природы в СССР», активно участвует в общей дискуссии. Материалы съезда (доклады, вопросы, дискуссия, резолюции) опубликованы год спустя, в 1930 г.
В сентябре 1930 г. начинается новая полоса в жизни П.П. Смолина. По специальному приглашению он переезжает в Архангельск, где основывает и возглавляет Северную зональную станцию Всесоюзного института пушно-мехового хозяйства. И здесь сразу появляются ученики. Петр Петрович занимается вопросами пушного промысла, акклиматизации ондатры, клеточного звероводства, в частности песца и черно-бурых лисиц. В 1931 г. - он участник экспедиции на ледоколе «Русанов» по маршруту Архангельск - Колгуев - Югорский Шар - Вайгач - Новая Земля - Мурманск. Исследуя проблемы островного звероводства (на о. Колгуев), Петр Петрович изучает кормовую базу зверей, размеры индивидуальных участков. Позднее, на материке, продолжаются работы по оценке обилия пушных зверей на маршрутных учетах, с использованием индивидуальных следовых меток зверьков.
К Петру Петровичу едут дипломники и аспиранты, он преподает биологию в Северном краевом вузе. Из исследований, связанных с орнитологией, можно упомянуть массовый анализ питания боровой дичи и ее веса. Работа опытной станции в Архангельске описана в популярной книге М. Максимова «Среди черно-белых лис» (1931), где в одном из главных героев можно узнать Петра Петровича.
В 1935 г., оставив вместо себя учеников, Петр Петрович переезжает с семьей (женой и сыном) в Крымский заповедник. Здесь он - научный сотрудник (зоолог), затем заместитель директора по науке, ведет наблюдения за суточной активностью копытных (оленя, косули, завезенного муфлона), закладывает маршруты учета видового состава и относительного обилия птиц предгорного и горного Крыма. Петр Петрович водит экскурсии по заповеднику, к нему приезжают студенты. Он работает и в прикладной области - шелководстве.
Там же, в Крымском заповеднике, в 1937 г. по доносу Петр Петрович был арестован. Необоснованность обвинений стала очевидной во время краткого пересмотра некоторых сфабрикованных дел в связи со сменой руководства карающих органов. Петр Петрович покинул Крым с добрым советом-наказом одного из власть предержащих, любителя птиц, который симпатизировал странному подследственному, - нигде о своей отсидке больше не упоминать.
В 1939 г. Петр Петрович обосновался в Москве, где его взял на работу экскурсоводом в Дарвиновский музей А.Ш. Коте. Петр Петрович продолжил исследования по генетике грызунов и кроликов. Эти опыты по гибридизации в виде шкур, тушек и чучел вошли в фонды Дарвиновского музея, но результаты, к сожалению, не были опубликованы. Возобновил Петр Петрович учеты птиц Москвы, экскурсии и лекции с юннатами, активно участвовал в Дне птиц, в деятельности Совета Общества охраны природы.
Мирный труд прервала война, и Петр Петрович уходит на фронт. Но и здесь он верен себе, в перерыве между боевыми действиями он делает заметки о птицах Смоленской области. Хорошее знание леса не раз помогало старшему лейтенанту Смолину и в разведке, и при выходе из окружения. В 1943 г. Петр Петрович командируется в Центральную школу военного собаководства Управления связи Красной Армии. До 1946 г. Петр Петрович - преподаватель на курсах военного собаководства. Стремясь сохранить для науки шкуры погибших и умерших собак, Петр Петрович передавал эти материалы в Дарвиновский музей, где они в виде мастерски сделанных чучел вошли в экспозицию «Искусственный отбор». Продолжил Петр Петрович и учеты птиц Москвы.
С 1946 по 1948 г. Петр Петрович преподает в Пушно-меховом институте, читает лекции по курсу «Пантовое оленеводство». В 1946 г. он возглавил КЮБЗ, сразу сориентировав ребят не только на широкий охват разнообразных проблем биологии на современном уровне, но и на любимые выезды в природу. Об этом периоде работы Петра Петровича с юннатами пишет Т.П. Евгеньева в своей книге «Племя кюбзовцев» (1984).
В это непростое для биологии время, непростое и для преподавания биологии, Петр Петрович последовательно отстаивает свои принципы воспитания юных биологов. Однако из КЮБЗа пришлось уйти. В 1948 г. Петр Петрович окончательно переходит на работу в Государственный Дарвиновский музей, сначала в качестве лектора, а потом главного хранителя. Трудно переоценить вклад Петра Петровича в организацию экспозиций Дарвиновского музея по эволюционным вопросам, его участие в систематизации и паспортизации фондов. Научные интересы Петра Петровича в музее были связаны с систематикой и фаунистикой птиц, он консультировал работы по аберративным тетеревиным, пушным зверям, фазанам и т. д., работы по генетике.
С начала 50-х гг. Петр Петрович провел ряд специальных исследований на базе Приокско-Террасного заповедника: анализ результатов реинтродукции бобра, влияние повышенной численности лося на древостой и подрост, оценка видового состава и обилия птиц на маршрутных учетах, биология птиц-дуплогнездников и открыто-гнездящихся птиц. Работы по дуплогнездникам в Приокско-Террасном заповеднике в массовом масштабе проводил тогда Геннадий Николаевич Лихачев. Удачным было содружество этих двух замечательных людей. Многие ученики ППС дневали и ночевали в доме Геннадия Николаевиче в заповеднике, вели самостоятельные работы, помогали в развеске и обследовании дуплянок. Работы юннатов обсуждались при активном участии двух патриархов.
А юннатов у Петра Петровича к этому времени было довольно много. В конце 1949 - начале 1950 г. при Всероссийском обществе охраны природы, где Петр Петрович продолжал сотрудничать, он создает кружок для ребят, интересующихся биологией. Кружок быстро выдвинулся на первые места в юннатском движении, о «вооповцах» заговорили. Это последнее творение Петра Петровича, частью которого являются и авторы настоящего очерка, заслуживает специального исследования.
После продолжительных мытарств с помещением ВООП обосновался под крылом Петра Петровича в Дарвиновском музее, сохранив свое самоназвание. Дадим лишь краткое описание «вооповского» образа жизни. Последовательно претворяя в жизнь свои старые принципы: опора на подлинный природный материал, исследовательский подход и известный общественный момент, Петр Петрович несколько изменил конечную цель. Наилучшим итогом кружковской деятельности считалось поступление в вуз, и особенно на биофак МГУ. Чтобы облегчить эту задачу, помимо традиционно сильной специализированной кружковой работы ученики Петра Петровича особо готовились к Всесоюзной биологической олимпиаде школьников, где обычно занимали большинство первых мест, летом в обязательном порядке полагалось выполнять самостоятельную работу при профессиональных биологах в заповедниках, экспедициях и других местах. Там встречались ученики Петра Петровича разных поколений, юннаты могли непосредственно наблюдать места и характер своей будущей работы. А осенью готовилась и оформлялась рукописная самостоятельная работа по результатам летних поездок. Доклады юннаты делали на специальной отчетной конференции и на конференции «Встреча поколений», где вместе с ними докладывались результаты исследований уже профессиональных биологов - учеников Петра Петровича. Победа на олимпиаде, самостоятельная работа обеспечивали «вооповцу» режим наибольшего благоприятствования при поступлении в вуз. Таким образом, возможность получить специальное высшее образование могли, как правило, ребята, действительно интересующиеся биологией, имеющие навыки самостоятельной работы и полевой опыт, хорошо знавшие растения и животных.
Однако, как с грустью отмечал Петр Петрович, в начале 70-х гг. ситуация начала меняться - в биологии и биологических вузах приоритетными стали экспериментальные науки с преобладанием биохимии, биофизики и молекулярной биологии. Временный престиж этих наук возрос, в вузы потянулись люди, весьма далекие от биологии, не знающие толком ни растений, ни животных, с безликими частями которых им предстояло работать. Механистический, «физический» подход стал подменять эволюционные проблемы, проблемы жизни. Одним из печальных последствий этого процесса стало тяжелое положение с охраной природы.
Сейчас, в конце XX в., снова заговорили об экологическом воспитании, а этим воспитанием молодежи Петр Петрович начал заниматься в 1914 г. и последовательно продолжал в КЮНе, БЮНе, КЮБЗе и ВООПе.
На собрания ВООП могли приходить все. Как говорил Петр Петрович: «Амплитуда такая: от школьника третьего класса до кандидата наук». Все были поначалу гостями. А членом кружка становились по мере проявления своих интересов и знаний. Кружок был настолько притягательным местом, что общеобразовательная школа скорее была при кружке (как на БЮНе), чем наоборот. Занятия велись до шести раз в неделю, включая выезды в природу, занятия с коллекциями Дарвиновского музея, биофака МГУ, МГПИ. МОПИ, лекции Петра Петровича, доклады и семинарские занятия «интересных людей».
Сконцентрировавшись на выбранной самостоятельной теме (все о немногом), кружковец постепенно узнавал понемногу обо всем, что делалось в современной биологии и около нее. От последних достижений генетики и молекулярной биологии, зоологических и ботанических исследований и находок до парапсихологии и проблем «снежного человека». Приглашались с докладами люди, побывавшие в интересных местах, художники-анималисты и т. д. На любой вопрос кружковец мог получить ответ у Петра Петровича или доброжелательный совет, где и как самому поискать.
Что давало такое воспитание? На одном из последних юбилеев Петра Петровича начали подсчитывать число докторов наук из его учеников, получилось больше 40, а кандидатов наук после первой сотни перестали считать. Может быть, одним из основных достоинств учеников Петра Петровича было и остается умение самостоятельно мыслить и принимать решения как в науке, так и в жизни вообще, а в наш обезличенный век это немало. Великолепно зная детскую психологию, Петр Петрович старался ввести игровой, изобразительный момент в свои лекции, экскурсии и занятия. Он сам писал стихи-загадки. Под редакцией известного орнитолога Г.П. Дементьева вышла небольшая книжечка Петра Петровича со стихами-загадками о птицах, куда вошла часть из написанного им на эту тему.
Петр Петрович готовил радиопередачи, активно сотрудничал с журналами «Пионер», «Юный натуралист». Его лекции записывались на магнитофон, о нем снят документальный фильм «Пусть поют птицы».
После тяжелой болезни, 28 сентября 1975 г. Петра Петровича не стало. Он умер на руках одной из своих учениц. Его последние слова были: «Олени уходят в горы, я видел зимородка на речке Таденке». Прах Петра Петровича покоится в крематории Донского монастыря в Москве. Дело Петра Петровича продолжают его ученики, преподаватели вузов, руководители школьных кружков при Дарвиновском музее, Доме научно-технического творчества молодежи и в иных местах. Большой архив и библиотека Петра Петровича в соответствии с его желанием переданы в Дарвиновский музей.
В заключение кратко остановимся на основных областях интересов Петра Петровича, связанных с орнитологией, и попытаемся оценить их значение для дальнейшего развития науки. Петр Петрович говорил: «Я бы мог стремиться попасть в научный институт, начать разрабатывать какую-нибудь тему, но мне показалась самой важной работа по воспитанию будущих исследователей природы, и я решил посвятить себя ей». Но и в науке им сделано совсем немало.
Многолетние наблюдения Петра Петровича за птицами Москвы и Подмосковья, оценка видового состава, относи434тельное обилие и фенологические аспекты гнездового цикла отражены лишь в нескольких публикациях: данные по птицам Сокольнической рощи - в статьях Беляева (1937, 1938), по птицам Тимирязевской лесной дачи - в совместной статье с Моравовым (Моравов, Смолин, 1960). Материалы по птицам этого района имеются в виде примечаний к главе «Птицы» (Календарь русской природы, 1948). К сожалению, приведенная там таблица с целым рядом неточностей, взятая из работ Полякова (1914, 1924), в дальнейшем приписывалась Петру Петровичу.
Из работ по промысловым птицам наиболее известны очерки Петра Петровича в Календаре охоты (1950), выдержавшем несколько переизданий. Неизвестна судьба публикации, значившейся в рукописной библиографии Петра Петровича (начало 60-х гг.) и имевшей название «Орнитофауна городской территории Большой Москвы (содержит сводку многолетних наблюдений автора и других наблюдателей по данной территории и впервые публикуемый полный систематический список отмеченных в Москве птиц)». Была ли она опубликована?
Данные по птицам Крыма, Смоленщины, десятилетние наблюдения и учеты птиц Москвы и Подмосковья осели в архиве Петра Петровича и еще ждут своих открывателей. Там же, может быть, находится рукопись работы Петра Петровича о методе обучения определению птиц по голосам.
Удивительным было знание Петром Петровичем систематики птиц. Он не только знал наизусть все крупные системы класса птиц, до подвида мог назвать отдельные группы, но и составил оригинальную и очень удобную экологическую классификацию птиц, которая, к сожалению, не опубликована и знакома лишь ученикам Петра Петровича.
Известно, что Петр Петрович занимался зоогеографией и фаунистикой, структурой ареалов отдельных групп и видов, используя коллекционный материал, литературные сводки. Им составлен перечень кольцевых и разобщенных ареалов птиц мира. Ученики Петра Петровича, работавшие в тропических странах, поражались тому, насколько лучше Петр Петрович знал птиц той страны, где они бывали, а он нет.
Петра Петровича всегда интересовало не только разнообразие живой природы, но и механизмы возникновения, существования и будущая судьба этого разнообразия, его интересовал процесс эволюции, возможности изучения закономерностей этого процесса. Сюда примыкали вопросы генетики (опыты по гибридизации птиц и млекопитающих), систематика близких видов, гибридов, значение аберративнои и тератологической изменчивости. Его интересовали вопросы интродукции и дичеразведения, научные основы искусственного отбора. Многие ученики Петра Петровича с его благословения занимались или занимаются этими проблемами.
В период кризиса отечественной биологии, засилья механистического подхода к изучению жизни, прямых фальсификаций Петр Петрович и сам проводил и привлекал внимание своих учеников к таким работам, которые наглядно показывали механизмы устойчивости и изменчивости биологических систем. Например, работы по сезонному частичному альбинизму домового воробья, изучение примеров различных типов борьбы за существование.
Постепенное возникновение новых признаков было продемонстрировано им на появлении у сизого голубя в Москве ранее не существовавшей способности садиться на ветки деревьев. Возникновение новой поведенческой адаптации произошло у локальной группы птиц и медленно, в течение ряда лет, распространялось на птиц других районов. Это относилось к наиболее лабильной, поведенческой сфере.
Петр Петрович неоднократно подчеркивал устойчивый характер отдельных признаков и видовых систем в целом. На практике зная, как непросто закрепить новообразования у живых объектов, он довольно скептически относился к поискам «философского камня» преобразования природы, настраивая своих учеников на долголетний кропотливый труд, бережное и уважительное отношение к тайнам природы.
С печалью повторим, что многое из того, что знал и говорил Петр Петрович Смолин, безвозвратно ушло. Какая-то часть осталась в архиве, хранящемся в Государственном Дарвиновском музее, в частных архивах его учеников. Ждут своего издателя расшифрованные лекции Петра Петровича о птицах, природе Подмосковья, о проблемах эволюции, записанные при его жизни на магнитофон.
Каждый год, в первое воскресенье октября, в условленном месте под Москвой собираются на юбилейный выезд ученики Петра Петровича, ученики его учеников. Здесь проходит традиционная «Зеленая олимпиада» для новых поколений юннатов. Победителям вручаются призы - книги по биологии, иногда бинокль, гербарная сетка или котелок - атрибуты полевой жизни. Здесь у костра рассказывают молодым о Петре Петровиче, незабвенном ППС, о двух его провидческих заветах: «Будущий век будет веком Биологии» и... «Ближе к природе!»