Когда мне вспоминается Московский университет и первый год студенчества, проведенный в его стенах, передо мной встает образ замечательного ученого, наставника молодежи, олицетворяющего собой какую-то особую, подчас неуловимую основательность и добропорядочность старшего поколения, - образ Евгения Семеновича Птушенко.
В 50-60-х гг. Е.С. Птушенко был одним из ведущих преподавателей биолого-почвенного факультета, обеспечивающих орнитологическую подготовку студентов кафедры зоологии и сравнительной анатомии позвоночных, а также орнитологическую специализацию выпускников этой кафедры.
Кроме того, он участвовал в проведении практических занятий по зоологии позвоночных студентов биологических кафедр и вел полевую практику по зоологии позвоночных для второкурсников.
Такой широкий диапазон педагогической деятельности Евгения Семеновича обеспечивался его энциклопедическими знаниями не только в области биологии, но также ботаники, географии, геологии, климатологии и других наук. Помню, что нас, студентов, особенно поражала глубина его знаний. В его арсенале педагога и ученого не было ничего случайного и поверхностного. Его занятия отличались глубиной проникновения в предмет. «Он знает больше, чем академик», - говорил о Евгении Семеновиче его коллега по кафедре, давний и преданный друг В.А. Раков.
Вклад Евгения Семеновича в орнитологию не ограничивался его плодотворной научной деятельностью, о которой подробнее мы будем говорить ниже. Он чрезвычайно много сделал для подготовки орнитологических кадров, пропустив через свои руки десятки поколений орнитологов. Высокий авторитет московской орнитологической школы в те годы во многом обязан его усилиям. Бесконечно обязан ему и автор данной статьи, также являющийся его учеником. Официальная анкета сохранила краткий перечень основных событий в биографии Евгения Семеновича. Он родился в г. Ейске Азово-Черноморского (Краснодарского) края 24 января 1888 г., в семье учителей начальной школы. Его предки были выходцами из казаков, и об этом Евгений Семенович иногда вспоминал в разговорах с учениками. В 1908 г. он окончил Екатеринодарскую классическую гимназию и поступил в Харьковский университет на естественное отделение физико-математического факультета, который окончил в 1914 г. по биологическому циклу, получив специальность зоолога позвоночных животных.
После этого Е.С. Птушенко до 1918 г. работал ассистентом профессора A.M. Никольского при кафедре зоологии Харьковских женских курсов. В 1920-1921 гг. был ассистентом кафедры зоологии Кубанского политехнического института (г. Краснодар), а затем до 1924 г. - ассистентом и преподавателем кафедры зоологии и сравнительной анатомии Московского университета.
В 1924-1926 гг. переехал в г. Ашхабад, где работал преподавателем средней школы и возглавлял отделение естествознания Центрального научного кабинета. В 1926 1929 гг. был директором Старо-Першинской биостанции Московского общества испытателей природы, а затем до \936 г. выполнял обязанности заведующего Переславль-Залесской биостанции, где одновременно руководил учебно -производственной практикой студентов биофака МГУ.
Вся последующая жизнь была тесно связана с кафедрой зоологии и сравнительной анатомии позвоночных Московского университета, в составе которой он работал ученым секретарем с 1937 по 1956 г. Во время эвакуации кафедры в г. Свердловске в 1941-1943 гг. выполнял обязанности заведующего. В 1944-1945 гг. был директором Звенигородской биостанции МГУ.
25 мая 1939 г. Евгений Семенович защитил кандидатскую диссертацию и через год был утвержден в ученом звании доцента. Все эти годы, начиная с первых студенческих лет, Е.С. Птушенко регулярно выезжал в экспедиции. В 1912-1914 гг. по направлению профессора Никольского совершил поездку по Предкавказью. В 1915 г. участвовал в качестве орнитолога в экспедиции на Алтай и в Северо-Восточную Монголию, организованную П.П. Сушкиным. В конце 20-х - начале 30-х гг. интенсивно экскурсировал по Курской, Рязанской и Ярославской областям, в 1936 г. выезжал в Мордовский заповедник, в 1937 г. - в Казахстан (Карагандинская область), в 1938 г. - на Южный Урал. В 1940-1950 гг. интенсивно работал в Рязанской (Окский заповедник) и Московской (Звенигородская биостанция) областях. В 1945 г. совершил длительную экспедицию в Каракумы совместно с А.К. Рустамовым. В составе этой экспедиции он пересек Каракумы от Казанжика до Амударьи. В это же время по поручению Управления по заповедникам при СНК ТССР обследовал орнитофауну малоизученной части Туркмении. Любовь к этому региону он сохранил на всю жизнь и вновь вернулся в Ашхабад на ее закате, когда почувствовал себя совсем больным и ослабевшим. Здесь он и скончался 16 января 1969 г. в семье дочери, завещав свою большую библиотеку и архив Институту зоологии АН ТССР.
Таким образом, Евгений Семенович получил великолепное зоологическое образование сначала в стенах одного из лучших университетов того времени - Харьковского, а позднее продолжил его, стажируясь у выдающихся орнитологов М.А. Мензбира и П.П. Сушкина. Важно подчеркнуть, что в известном смысле Евгений Семенович продолжал пополнять свои знания всю жизнь, самостоятельно «осваивая» новые области науки, необходимые ему для педагогической и научной деятельности. Уже на закате жизни он с большим вниманием слушал лекции автора этих строк по биоакустике и бионике, высказывал интересные соображения, почерпнутые им из собственных полевых наблюдений.
Счастливой для Евгения Семеновича оказалась встреча с молодым еще Георгием Петровичем Дементьевым. Они познакомились в Зоологическом музее в предвоенные годы, и их сотрудничество в дальнейшем оказалось исключительно плодотворным. Оба ценили и глубоко уважали друг друга. Евгений Семенович участвовал во многих крупных начинаниях Георгия Петровича, например, писал главу о развитии скелета птиц в капитальном «Руководстве по зоологии. Птицы» (1940), большие разделы в «Птицах Советского Союза» (1952, 1954), был соавтором «Определителя птиц СССР» (1948, 1964). Нередко Евгений Семенович, обучив студента-первокурсника полевым методам, в дальнейшем передавал его Георгию Петровичу для выполнения дипломной работы.
В своей педагогической и научной деятельности Евгений Семенович был новатором в самом высоком значении этого слова. «Методист», - с уважением говорили о нем коллеги. Помимо того, что он в совершенстве владел множеством методических приемов, умел делать в орнитологии все, он еще и внес большое количество усовершенствований в методику полевых исследований, в работу по обработке материалов, начиная от системы знаковых отображений особенностей биотопа и кончая регистрацией гнездового поведения птиц. Конечно, все это можно было сделать не только на основе огромного исследовательского опыта, но и благодаря особому «методическому» чутью, таланту. Евгений Семенович таким чутьем, таким талантом обладал. Характерно, что к методическим разработкам он активно побуждал студентов, считал усовершенствование методик важной составной частью педагогического процесса. Знаменательно, что среди публикаций Евгения Семеновича значительную долю составляют методические разработки для педагогических институтов (университетов).
Свою первую научную работу Евгений Семенович опубликовал в 1913 г. совместно с П.П. Сушкиным (она была посвящена описанию нового подвида сойки), вторую - об орнитофауне Кубанской области - уже самостоятельно. Всего его библиографию составляет примерно 60 работ - на первый взгляд немного, однако нужно учесть, что многие рукописи так и остались незавершенными, а среди опубликованных - крупные работы - монографии «Биология и хозяйственное значение птиц Московской области и сопредельных территорий» (1968, совместно с А.А. Иноземцевым), «Птицы Советского Союза», «Определитель птиц СССР» и «Краткий определитель птиц средней полосы Европейской части СССР» (1966). В списке его работ мы встречаем статьи по амфибиям и рептилиям Мордовского заповедника и Курского края (1934, 1938), по млекопитающим Курского края (1937).
Особое место в научной работе Евгения Семеновича занимало изучение миграций. Он заинтересовался ими (возможно, под влиянием М.А. Мензбира) еще в 30-е гг. Его первая публикация в этой области, написанная по результатам полевых сезонов 1931-1935 гг., посвящена миграциям птиц в окрестностях Плещеева озера. Для изучения миграций Евгений Семенович разработал специальную методику особых оценок, которую позднее применял в экспедициях по Черноморскому побережью Кавказа (материалы опубликованы в 1959 и 1960 гг.). Центральной России (1960) и другим регионам страны. Хочется особо отметить, что исследования Евгения Семеновича предшествовали миграционному «буму» 60-х гг. и во многом предвосхитили активизацию изучения миграций птиц в послевоенные годы. Однако наиболее значительный вклад внесли работы Евгения Семеновича в так называемую экологическую фаунистику. Он понимал под этим термином всестороннее изучение орнитофауны автономных в географическом и социально-экономическом отношениях регионов. Сам он был непревзойденным знатоком таких регионов, как Центральная Россия и Азово-Черноморский край, хорошо знал фауну Туркмении, по каждому из перечисленных регионов он оставил статьи и доклады, во многом носившие приоритетный характер. С изучением фауны он тесно увязывал систематические исследования на подвидовом уровне и детальное изучение экологии и биотопического размещения отдельных видов. Рано осознав значение хозяйственной деятельности человека в изменении экологии и поведения птиц, он специальное внимание уделял антропогенным воздействиям на орнитофауну. Работы Евгения Семеновича в этой области имеют прежде всего методологическое значение, все более возрастающее в наши дни, но кроме этого они ценны и тем, что содержат огромный фактологический материал. Его уже упоминавшаяся капитальная монография, посвященная птицам Центральной России, может служить образцом региональных эколого-фаунистического исследования.
Предметом особого внимания Евгения Семеновича как натуралиста и «кабинетного» орнитолога были отдельные, наиболее интересные для него группы - в первую очередь славковые, ведущим знатоком которых в стране он был, а также гуси и лебеди. Необходимо, впрочем, отметить, что он хорошо и даже очень хорошо знал и все другие группы птиц. Итоги же его многолетнего изучения славковых и гусеобразных нашли свое отражение в соответствующих написанных им разделах «Птиц Советского Союза» и «Определителя птиц СССР». Описывая эти группы, Евгений Семенович обобщил огромный материал, значительная часть которого была собрана им лично в многочисленных экспедициях, а также при обработке коллекций Зоологического музея МГУ, в стенах которого он проводил большую часть своего «городского» времени.
Евгений Семенович, на первый взгляд сухой и сдержанный в своих эмоциях человек, на самом деле обладал тонкой поэтической душой, писал стихи о природе и птицах. После его кончины эти стихи были найдены и собраны его дочерью Галиной Евгеньевной. В них звучат теплые строки о Родине, ее неповторимых просторах, любимых Каракумах и Туркмении, родных и близких. Отдав всю свою жизнь бескорыстному служению науке и образованию, воспитав несколько поколений ученых, Евгений Семенович не удостоился высоких наград и званий. Однако он имел среди коллег самую высокую и безупречную репутацию, которую заслужил своим честным и подвижническим трудом. И лучшей оценкой его как ученого и педагога будет то уважение и благодарность, которую он оставил в сердцах сотен выпускников Московского университета.