Одной из важнейших областей применения радио стала радиолокация, то есть использование радиоволн для определения местонахождения невидимой цели (а также скорости ее движения).
Физической основой радиолокации является способность радиоволн отражаться (рассеиваться) от объектов, электрические свойства которых отличаются от электрических свойств окружающей среды.
Еще в 1886 году Генрих Герц обнаружил, что радиоволны способны отражаться металлическими и диэлектрическими телами, а в 1897 году, работая со своим радиопередатчиком, Попов открыл, что радиоволны отражаются от металлических частей кораблей и их корпуса, однако ни тот ни другой не стали глубоко изучать это явление.
Впервые идея радара пришла в голову немецкому изобретателю Кристиану Хюльсмайеру, который в 1905 году получил патент на устройство, в котором эффект отражения радиоволн использовался для обнаружения кораблей
Изобретатель радара Кристиан Хюльсмайер (Christian Huelsmeyer) родился 25 декабря 1881 года в городке Эйдельштедт (Нижняя Саксония). В школьные годы, экспериментируя в кабинете физики с аппаратом Герца, он заметил, что металлические зеркала отражают электрические волны. "Значит, посредством этих волн можно будет обнаруживать и корабли в тумане, и другие металлические объекты", - записал Кристиан в дневнике.
Проработав несколько лет чертежником на заводе Siemens-Schuckert в Дюссельдорфе, Хюльсмайер в 1902 году оставил кульман и занялся разработкой своей идеи.
Основанная им фирма "Хюльсмайер и Маннхайм" состояла всего из двух человек, однако уже через два года был создан прибор, названный телемобильскопом. Кристиан Хюльсмайер сразу же запатентовал его в Германии, во многих европейских странах, в Америке. Несколько позже (11 ноября 1904 года) был получен патент на прибор для измерения расстояния посредством отраженных волн.
Хюльсмайер предлагал применить радиопередатчик, вращающиеся антенны направленного действия, радиоприемник со световым или звуковым индикатором, который воспринимает отраженные предметами волны.
При всей своей несовершенности устройство Хюльсмайера содержало в себе все основные элементы современного локатора.
В патенте, выданном в 1906 году, Хюльсмайер описал способ определения расстояния до отражающего объекта. Однако разработки Хюльсмайера практического применения не получили. Понадобилось тридцать лет, прежде чем идея применить радиоволны для обнаружения самолетов и кораблей смогла быть претворена в реальную аппаратуру.
Осуществить это раньше было невозможно по следующим причинам. Как Герц, так и Попов пользовались для своих опытов короткими волнами. Практически же радиотехника вплоть до 30-х годов XX века применяла очень длинные волны. Между тем лучшее отражение происходит при условии, что длина волны по меньшей мере равна или (что еще лучше) меньше размеров отражающего объекта (корабля или самолета). Следовательно, длинные волны, применявшиеся в радиосвязи, не могли дать хорошего отражения.
Лишь в 20-е годы радиолюбители США, которым было разрешено пользоваться для своих опытов по радиосвязи короткими волнами, показали, что на самом деле эти волны по неизвестным в то время причинам распространяются на необычайно большие расстояния. При ничтожной мощности радиопередатчиков радиолюбителям удавалось осуществить связь через Атлантический океан. Это привлекло к коротким волнам внимание ученых и профессионалов.
В 1922 году сотрудники радиоотдела морской исследовательской лаборатории Тейлор и Юнг, работая в диапазоне ультракоротких волн, наблюдали явление радиолокации. Им сейчас же пришла мысль, что можно разработать такое устройство, при котором миноносцы, расположенные друг от друга на расстоянии нескольких миль, смогут немедленно обнаруживать неприятельское судно «независимо от тумана, темноты и дымовой завесы». Свой доклад об этом Тейлор и Юнг прислали в морское министерство США, но поддержки их предложение не получило.
В 1930 году один из научных сотрудников Тейлора, инженер Хайланд, ведя опыты по радиосвязи на коротких волнах, заметил, что, когда самолет пересекал линию, на которой были расположены передатчик и приемник, появлялись искажения. Из этого Хайланд заключил, что с помощью радиопередатчика и приемника, работающих на коротких волнах, можно обнаружить местоположение самолета. В 1933 году Тейлор, Юнг и Хайланд взяли патент на свою идею.
На этот раз радару суждено было появиться на свет — для этого сложились все технические предпосылки. Главное же заключалось в том, что он стал необходим военным. Но идея создания прибора, способного обнаружить предмет с помощью отраженных волн и его первая действующая модель принадлежит Кристиану Хюльсмайеру. Его изобретение немного опередило время, но настал час, когда время востребовало радиолокатор и он явился в более совершенном виде, но отцом радара, по праву считается Кристиан Хюльсмайер и это редчайший случай, когда никто не оспаривает имя изобретателя. Его изобретение затмило автора, в интернете такие скупые данные о его жизни, как будто он родился несколько тысяч лет назад и сохранились лишь предания и легенды. Даже на английском языке мне не удалось обнаружить его биографию. Зато тысячи страниц посвящены его изобретению, техническим усовершенствованиям и практическому применению. Главное - имя изобретателя не забыто!