Морякам и летчикам без него не обойтись, а вот водители автомашин были бы, пожалуй, рады никогда с ним не встречаться - речь идет о радаре. Его название - сокращение английских слов Radio Detection and Ranging. I Прибор изобрел в 1904 г. немецкий инженер Кристиан Хюльсмайер, однако первый радиолокатор был установлен на корабле в порядке эксперимента лишь в 1931 г.
Хюльсмайер назвал свой прибор «телемобилоскопом». Это был своего рода эхолот, рассчитывавший время прохождения электромагнитных волн от передатчика до отражающего объекта. Предполагалось, что он поможет кораблям избежать столкновения в тумане. Но военно-морской флот не заинтересовался изобретением. Без внимания осталось и предложение итальянца Гульельмо Маркони использовать эхо радиоволн, чтобы определять местоположение судна.
После того, как У. А. Стр. Бьютмент и П. Э. Поллард в 1931 г. сконструировали соответствующие передатчик и приемник военные наконец проявили интерес к радару. С 1940 г. почти все страны, участвовавшие в войне, использовали радиолокаторы, чтобы определять местонахождение вражеских самолетов.
Это повлекло за собой быстрое развитие радарной техники, поскольку каждая сторона стремилась к превосходству над противником. С изобретением в 1940 г. многокамерного магнетрона Великобритания получила решительное преимущество. Новая радиолокационная станция кругового обзора имела постоянно вращающуюся антенну, пеленгующую объекты во всех направлениях. В 1941 г. начался серийный выпуск панорамных РЛС, позволивших эффективно уничтожать немецкие боевые корабли.