Рассказы о преступниках стары, как сам род человеческий. И все же никто не назовет библейскую историю о братоубийце Каине детективом.
Эдгар Аллан По первым показал, что преступления на бумаге могут быть захватывающим чтением. Выход в 1841 г. его новеллы «Убийство на улице Морг» считается днем рождения детектива.
Уже в середине XVIII в. граждане проявляли растущий интерес к уголовным процессам. Случаи из судебной практики давали материал для литературных рассказов о преступлениях. Однако авторов заботила в основном философская сторона - проблема вины и искупления.
Новелла По, опубликованная в журнале «Грэхэмс Мэгэзин» в Филадельфии, произвела впечатление разорвавшейся бомбы.
Уголовное преступление и его расследование впервые были изображены в литературе захватывающе, понятно и увлекательно для каждого. Герой новеллы - детектив-любитель Дюпен. Его чутье криминалиста позволяет раскрыть преступление.
Тем самым Эдгар По создал схему криминальной истории, оказавшуюся столь привлекательной, что ее до сих пор используют бесчисленные подражатели. С особым блеском работали в жанре детектива английские авторы - сэр Конан Дойль, Агата Кристи, Эдгар Уоллес и Раймонд Чандлер.
Из классического детектива развились новые направления - например, полицейский роман. Его спектр простирается от классических произведений Жоржа Сименона о комиссаре Мегре и Николаса Фрилинка об инспекторе ван дер Вальке до телевизионных сериалов.