Искусство Возрождения проникнуто влиянием математики, и особенно это проявилось во введении перспективы. Методы начертательной геометрии, известные уже в античности Пифагору и Эвклиду, были заново открыты и получили дальнейшее развитие у художников и архитекторов Ренессанса.
Открытие точки зрения потеснило символическую живописную манеру раннего Средневековья, когда фон картины рассматривался как чисто орнаментальное дополнение.
Теперь художники стали создавать на плоской поверхности иллюзию глубины и объема. Для этого требовалось применение нескольких правил перспективы. Самое главное из них гласит, что чем дальше от глаза наблюдателя находятся предметы, тем меньше они кажутся. Впервые это правило продемонстрирован в 1413 г. итальянский архитектор Филиппо Брунеллески на двух деревянных панно с изображением зданий его родной Флоренции. Будучи убежден, что математические правила сохраняют свою силу и для живописи, он изобразил свои модели в двухточечной схеме, где точки схода «уходящих вглубь» линий лежат за пределами картины.
Первое теоретическое толкование перспективы было предпринято в 1453 г. в сочинении Леона Баттисты Альберти «О живописи». Альберти сформулировал понятие центральной перспективы и изобрел квадратную сетку, позволяющую решать сложнейшие задачи. Рамка с натянутой сеткой облегчает перенос видимого через нее пространства на лист, расчерченный сеткой линий с аналогичными пропорциями. Альберти иллюстрировал правила перспективы изображением пола, выложенного квадратными плитками: горизонтальные стороны плиток параллельны нижнему краю картины, а вертикальные их стороны, в действительности перпендикулярные первым, на картине будут изображены сходящимися к одной центральной точке.
В течение XV в. множество художников и архитекторов развивали и совершенствовали достижения раннего Возрождения. В первой половине XVI в. ренессансный идеал совершенной красоты и гармонии достиг вершин в творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Альбрехта Дюрера.