Первый эскалатор, изобретенный американцем Джессом Рено, трудно назвать «движущейся лестницей», поскольку в ней отсутствовало главное для лестницы - ступени. Конструкция Рено представляла собой наклонный бесконечный транспортер, двигавшийся под углом 25-300. В 1893 г. первые «наклонные пассажирские подъемники» были установлены на нью-йоркском вокзале Кортленд-стрит. Эскалаторы со ступенями появились лишь в 1911 г.
Однако по-настоящему популярным эскалатор стал после Всемирной выставки в Париже в 1900 г., где его удобством насладились многочисленные посетители выставочного комплекса. Позже парижская модель была установлена в универсальном магазине в Филадельфии. Вообще, большие магазины сыграли важную роль в развитии эскалатора.
Он позволял за раз перевозить с этажа на этаж значительно больше людей, чем обычные лифты. Это позволяло универмагам значительно расширить торговую площадь за счет верхних этажей.
Торговый дом Харродс в Лондоне установил у себя эскалаторы еще в 1898 г., парижский Бон-Марше последовал его примеру в 1906 г. Магазины сообщали о нововведении в специальных объявлениях, и вскоре оказалось, что это настоящий магнит для публики. В Германии первый эскалатор был установлен в кёльнском универмаге «Титц» уже в 1925 г., но широкое распространение движущиеся лестницы получили лишь после Второй мировой войны.
С 1970-х гг. стали появляться горизонтальные эскалаторы, быстро и с удобством перевозящие массы людей на большие расстояния в крупных аэропортах, выставочных центрах и других общественных постройках.