В 1893 г. немецкий инженер Рудольф Дизель запатентовал двигатель внутреннего сгорания, работающий без свеч зажигания, по принципу самовоспламенения. Созданный на этой основе мотор получил имя изобретателя.
Основное различие между бензиновым и дизельным мотором - I не только в используемом топливе.
В бензиновом двигателе воздушно-: топливная смесь, попав в цилиндр, поджигается свечой зажигания, производящей несколько сотен искр в секунду.
В дизельном моторе всасываемый воздух от сильного сжатия нагревается до такой степени, что вспрыскиваемое в камеру сгорания топливо самовоспламеняется.
Ввиду сильного сжатия стенки цилиндра и поршня приходится делать очень толстыми. Поэтому первые дизельные двигатели, изготовленные в 1897 г. на машинной фабрике в Аугсбурге, в силу своих размеров и веса не годились для установки на транспортных средствах. Лишь в 1912 г. дизельный мотор был использован на локомотиве.
С 1923 г. такие двигатели стали устанавливать на грузовиках. Первый дизельный легковой автомобиль был выпущен в 1936 г. Сильнейший энергетический кризис, разразившийся в 1970-е гг., вновь пробудил интерес к дизелю, превратившемуся в результате в мощный, экономичный, высокотехнологичный двигатель с прямым вспрыскиванием топлива и фильтром твердых частиц.