Изобретение паровой машины означало переворот в мореплавании. Однако поначалу ограничивались относительно простым способом передачи энергии: двигатель судна представлял собой лопастное колесо, установленное на корме или с бортов. В спокойных внутренних водах колесный двигатель вполне себя оправдывал, однако показал свою непригодность при сильном волнении в открытом море. К тому же мощность колеса была весьма ограниченной.
Не зная о том, что уже в 1804 г. американец Джон Стивене потерпел неудачу, испытывая четырех лопастный гребной винт, Йозеф Рессел представил в 1812 г. проект «архимедова винта» для движения кораблей.
В 1827 г. он получил патент на свое изобретение, а два года спустя оно было испытано на пароходе «Чиветта» в гавани Триеста. Гребной винт выдержал испытание, зато паровая машина безвременно испустила дух. После этого итальянские власти запретили дальнейшие испытания.
Добиться наконец практического использования гребного винта удалось англичанину Фрэнсису Петгату Смиту и его шведскому коллеге Джону Эриксону. После демонстрационного атавания на испытательном судне «Инфант Руаял» Смит построат первый в мире винтовой пароход, громаду весом в 200 тонн под названием «Архимед». Начиная с 1840 г. гребной винт постепенно вытесняет лопастное колесо. В 1862 г. был отправлен на покой последний колесный океанский пароход, а в 1880 г. гребной винт получил свою окончательную, сохраняющуюся и по сей день форму.