Вильгельм Конрад Рентген, вюрцбургский профессор физики, 8 ноября 1895 г. ставил в своей лаборатории опыты с «катодными лучами» - потоками быстрых электронов в разрядной трубке.
Вдруг он заметил странное явление: хотя электроны не могли проникнуть сквозь стены трубки, закрытой : черным картонным колпаком, стоявший рядом бумажный экран, смоченный раствором бариевой соли, светился зеленоватым светом.
Удивленный Рентген взял в рута светящуюся бумагу, поднес ближе к катодной трубке - и вдруг увидел на экране тень костей собственных пальцев.
Очевидно, невидимые лучи обладали способностью проходить через человеческую плоть. Дальнейшие эксперименты вскоре подтвердили: открыто новое излучение, названное им икс-лучами.
Таинственные лучи немедленно стали предметом пристальнейшего внимания исследователей, особенно медиков, которым обещали совершенно новые диагностические возможности. На рентгеновских снимках были отчетливо видны переломы костей, а в 1897 г. американский физиолог Уолтер Кэннон нашел возможность делать рентген органов пищеварения, добавив к пище безвредные соли висмута. Вскоре выяснилось, что лучи могут применяться не только для диагностики, но и для терапии: они залечивали нарывы, убивали бактерии и вирусы.
Однако лишь полвека спустя стало понятно, какую опасность для человеческого организма представляет интенсивное рентгеновское излучение. Значительно меньше облучение при изобретенной в 1970-е гг. компьютерной томографии (КГ). Она основана на разности ослабления рентгеновского излучения различными по плотности тканями. Сложная компьютерная обработка позволяет трехмерную реконструкцию полученных послойных изображений.
Рентгеновское излучение находит сегодня широкое применение также в науке и технике. С его помощью исследуется кристаллическая структура твердых тел и обнаруживаются микротрещины в строительных конструкциях. Археологи и историки искусства прибегают к икс-лучам для изучения таких предметов, как мумии или старинные картины. Особая область -рентгеновская микроскопия. Поскольку волны рентгеновского излучения короче световых, они позволяют достичь значительно большего контрастного разрешения для микроскопических объектов.