В ходе индустриализации население европейских городов к началу XIX в. резко увеличилось. Перемещение людских масс по городу также приобрело доселе невиданные масштабы. Конные омнибусы и дрожки, пешеходы и первые трамваи забили улицы до отказа. Париж, Лондон, Берлин и другие метрополии бросились искать новых путей для общественного транспорта, не останавливаясь и перед тем, чтобы спуститься под землю.
Первый в мире подземный поезд начал движение в Лондоне в 1863 г. Проект разработал Чарльз Пирсон.
Новая технология перевозок не стучайно родилась именно на берегах Темзы - Лондон был в это время мировым лидером в туннелестроении. В1842 г. после 18 лет работы было завершено строительство туннеля под Темзой длиной 1100 м. Инженер Марк Брюнель разработал для этого проекта новый метод щитовой проходки. Трубы метрополитена также прокладывались с помощью этой технологии. Для вентиляции были устроены воздухообменные установки и дымовые трубы, поскольку до 1890 г. в лондонской подземке ходили исключительно паровозы. Многим пассажирам первого метро бывало страшно в тоннелях. Вагоны освещались тусклым светом, который нередко гас. Во избежание приставаний в темноте были предусмотрены раздельные мужские и женские купе.
После удачного лондонского опыта другие большие города также взялись за сооружение метро. Для развития мировых столиц и перемещений их огромного населения подземное сообщение сыграло огромную роль. С расчетом метро планировались целые городские кварталы; кроме того, стало возможным размещение производства за пределами городского центра.