Началом рождения приспособлений для проигрывания мелодий, а потом и пластинок считается конец 17 века. Именно в это время Франция на прилавок музыкального мира выкинула ящик.
Ящик, внутри которого были размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик со шпильками. На валик "записывалось" по одной пьесе. Это был механический инструмент в виде небольшого органа без клавиатуры. Впервые он появился как инструмент для обучения певчих птиц и назывался "Orgue de Barbaris".
В конце девятнадцатого века он был усовершенствован, валики заменили на перфорированные круги и уже записывали несколько песен, вальсов или опер. Такому инструменту дали уже более простое название шарманка - от начальной строки немецкой песенки "Scharmante Katarine".
Шарманка, или в простонародии Катаринка, продержалась до 1877. Пока неугомонный старик Эдисон не выставил на суд слушателя фонограф - устройство для механической записи звука и самое главное, его воспроизведения.
19 февраля 1877 года американский изобретатель он получил патент за номером 200,521 на созданный им аппарат, способный записывать и воспроизводить живой человеческий голос и музыку. Эдисон показал всем как с помощью иголки и фольги он выдавил винтовую канавку, причем переменной глубины, а потом начал двигать иголку по канавке.
Свершилось! Она совершает вынужденные колебания и связанная с ней мембрана издает звук. Итак, было положено начало прямого пути к настоящим вертушкам.
С большим тормозом, только после 1920 посыпались как из рога изобилия, всевозможные открытия. На основе фонографа были созданы граммофон и патефон.
В начале 20 века был изобретен граммофон, механическо-акустический аппарат, уже более серьезное устройство для воспроизведения музыки, нежели предыдущие. Именно с него началось четкое, самостоятельное воспроизведения звука с граммофонных пластинок. Ну а раз более серьезный значит и более громоздкий. И тут как всегда на подхвате новые ученые, выдающие новые изобретения.
Первые граммофоны фабричного производства появились в России в 1897 году.
Запись звуков призводилась механически - так называемым акустическим способом. Звукозаписывающий аппарат представлял собой соединение картонного рупора и мембраны с прикрепленным к ней резцом.
Поступавшие в рупор звуки производили колебания диафрагмы мембраны, а её резец оставлял канавку на восковом диске. После записи восковая пластина переносилась в лабораторию, где с неё изготавливалась металлическая копия, с которой в дальнейшем прессовались шеллачные круглые пластинки.
В Казани, на улице Проломной (ныне улица Баумана) находились музыкальный магазин и склад "Изделия акционерного общества "Граммофон" для г.Казани братья Половниковы".
Изобретают портативную, переносную разновидность граммофона со скрытым рупором - патефон. Первые патефоны выпускались французской фирмой "Пате". Однако они сильно отличались по своей конструкции от аппаратов, широко известных под этим названием. Были приспособлены не только для воспроизведения, но и для записи звука, запись и воспроизведение осуществлялись не от края пластинки к центру, а от центра к краю и т.п. Пик популярности пришелся на 40-е годы уходящего столетия.
После появления долгоиграющих "грамм пластинок" патефоны постепенно выходят из употребления, уступив место электрофону (электропроигрывателю) и радиоле.
Вся эта братия электропроигрывателей и радиол, становится популярной темой, во времена молодости наших пап и мам. Именно тогда были показаны миру "Феникс - 001" высшего класса, "Ригонда" и "Мелодия". На тот момент это чудо человеческой техники было лучшим из доступных электропроигрывающих устройств.
Отличались от граммофона тем, что в электрофоне, радиоле и электропроигрывателях механические колебания иглы звукоснимателя преобразовывались в электрические колебания, усиливались усилителем звуковых частот и затем преобразовывались в звук электроакустической системой. А сама эта система включала в себя один или несколько электродинамических громкоговорителей.
Все вышеуказанные данные не имеют ни какого веса и смысла, если поподробней не рассказать об устройстве, которое на протяжении века с лишним колебалось в винтовой канавке.
Первые иглы, которые предназначались для фонографа, были лишены особого места в истории, поэтому о них ничего не известно. Зато следующие - граммофонные иглы уже находились под чутким и неугомонным вниманием изобретателей.
Граммофонная игла - элемент звукоснимателя, воспринимающий механические колебания при движении по канавке пластинки. Тогда иглы имели форму цилиндра, переходящего в конус. Конус оканчивался полусферой, которая и являлась рабочей частью грамм иглы. Иглы подразделялись на два вида.
Первые это постоянные, которые неразъемно встраивались в иглодержатель, изготавливались из корунда или алмаза. Срок службы корундовых игл составлял около 150 часов, а алмазных - в 10 раз больше.
Второй вид игл - сменные, крепящиеся винтом к граммофонным мембранам в звукоснимателях старых конструкций, изготавливались из стали, применялись для воспроизведения записи с пластинок только при скорости вращения 78 об/мин. Срок их службы был всего около 5 минут.
Современные ди - джейские вертушки имеют скорость вращения 33 и 45 об/мин. И несмотря на то, что их выпускает множество фирм (Gemini, Numark, Kam, Sound Lab, Citronic) cегодня одной из лучших считается Technics. Знаменитая модель Technics 1210 была выпущена в 80-х годах и до сих пор является самой актуальной. Именно эти модели стоят в самых известных клубах.
При запуске она не имеет инерции, что обусловлено кварцевым приводом, то есть двигатель подключен прямо, а не через ременную резиновую передачу. В последнее время на пъедестал почета вырвалась японская компания Vestax, которая славится своими лучшими вертушками, но недоступными по цене (от 850 до 1200$). С выходом новой модели PDX-2000 (550-650$) ситуация на рынке изменилась в пользу Vestax.
Для ди - джеев, играющих на пластинках, самое главное - Pitch - изменение скорости. В новых моделях, предназначенных специально для ди - джеев, он не фиксируется в положении нуля, а ходит свободно по всей шкале. В некоторых моделях вертушек фирмы "Vestax" замедление и ускорение производится удобным мини-джойстиком "плюс" и "минус". Так же "Vestax" могут крутиться в обратную сторону. Две самых известных фирмы, изготовляющих иглы для ди - джеев - "Ortofon" и "Stanton". Ortofon в 2002 году на выставке PLAZA в Лондоне занял 1 место. Частотный диапазон современных игл для DJ от 20 до 22 000 Гц. Ortofon Hi-End картриджи имеют диапазон от 8 Гц до 100 кГц, стоимостью до 2000$ за один картридж.