В 1978 году исполнилось 160 лет гелиографическому снимку Жозефа Нисефора Ньепса «Вид из окна мастерской, 1826 г.». На родине изобретателя, во французском городке Варенна, прошли торжества в его честь, были прочитаны лекции по истории светописи, устроены ретроспективные фотовыставки.
Однако, изобретателями фотографии считаются Ньепс, Дагерр и Тальбот. Но кого из них, когда, в какой день осенило открыть одно из чудес века?.. Почему эта история так запутана?..
Давайте разберемся. В «Книге технических и промышленных производств», изданной в Петербурге в 1860 году, по поводу ворвавшейся в жизнь фотографии писалось: «Если бы несколько десятков лет назад так называемому «образованному» человеку сказали, что скоро найдут средство устроить зеркало таким образом, что на нем навсегда останется однажды отраженное им изображение, то он принял бы эти слова за сумасбродство…»
Да, фотография бурно и прочно вошла в сознание человека, в его деятельность и быт, по значению это открытие сравнивают обычно с открытием книгопечатания, называют «вторым зрением», «живой памятью истории». Однако мы должны разочаровать наших читателей: фотография, как и некоторые другие великие изобретения XIX века, была открыта не сразу и не одним лицом. В ее создание вложен труд ученых многих поколений самых разных стран.
С давних пор людям известно свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) воспроизводить световые рисунки внешнего мира. Об этом писал еще Аристотель. Пришло время, когда эти рисунки стали обводить карандашом. С помощью камер-обскур в России, например, в XVIII веке были документально зарисованы виды Петербурга, Петергофа, Кронштадта.
То была «фотография до фотографии»: труд рисовальщика предельно упростился. Но дерзкие люди неустанно думали над тем, как полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать оптический рисунок на плоскости, чтобы обводить «от руки», но и надежно закреплять его химическим способом.
Такую возможность наука предоставила в первой трети прошлого века. В 1818 году русский ученый X. Гротгус указал на связь фотохимического превращения в веществах с поглощением света. Вскоре ту же особенность установили английский ученый Д. Гершель и американский химик Д. Дрейпер. Так был открыт основной закон фотохимии. Это дало толчок к целенаправленным поискам закрепления светового изображения. Во многих странах родились версии о своих изобретателях фотографии.
Не случайно французский оптик Шарль Шевалье, изготовлявший и продававший камеры-обскуры, рассказывал, что еще до Н. Ньепса к его изделиям приценялся бедно одетый иностранец, уверявший, что он знает способ закреплять оптический рисунок, да вот не имеет средств, чтобы купить камеру.
В доказательство своих слов он якобы показал Ш. Шевалье изображения на бумаге, созданные с помощью света, и оставил флакон коричневой светочувствительной жидкости. Шевалье сожалел, что по легкомыслию не записал имени и адреса незнакомца. Опыты с жидкостью не дали ему положительных результатов. А незнакомец так больше и не появился у его прилавка.
Сегодня этот рассказ звучит красивой легендой. Такой же легендой звучат слова и о самом Н. Ньепсе, якобы получавшем закрепленные световые рисунки в 1824 и даже в 1822 году, так как вещественные доказательства этого также отсутствуют. И все-таки первый в мире снимок получил именно Н. Ньепс.
Несовершенный в техническом отношении вид на крыши соседнего дома, отпечатавшийся на асфальтовой пластинке — перед вами. Он — документ, подтверждающий, что возможность «механического рисования» с помощью солнца доказана в 1826 году.
Нам возразят: но почему тогда датой рождения светописи считается 1839 год? И почему автором изобретения историки признают не только Н. Ньепса, а еще Л. Дагерра и Ф. Тальбота, чьи первые снимки появились гораздо позже? Разумеется, год изобретения светописи выбран условно, но на это есть свои причины. Во-первых, гелиографический метод Н. Ньепса был несовершенен, непригоден для практического фотографирования из-за выдержки 8 часов.
Во-вторых, Н. Ньепс не опубликовал свой способ при жизни, а умер он в 1833 году. О способе Н. Ньепса знал лишь Л. Дагерр, с которым он вступил в договорные отношения по совершенствованию фотопроцесса и дал обязательство содержать результаты опытов в тайне. До опубликования принципов дагерротипии (1839 г.) соотечественники не имели ни малейшего представления о фотографической деятельности Н. Ньепса.
Да и после этого имя Н. Ньепса долгое время находилось в тени славы Л. Дагерра. Торжественное закрепление открытия гелиографии за Н. Ньепсом было поизведено только… в 1933 году, когда отмечалось 100-летие со дня смерти изобретателя. Это подтверждает теперь надпись на памятнике, что установлен на могиле Н. Ньепса в Варенне.
Как видите, 1839 год не случайно стал официальной датой открытия фотографии. В этот год произошли следующие события: во Франции 7 января секретарь Парижской Академии наук Доминик-Франсуа Араго доложил ученому собранию сведения о «совершенном способе закрепления светового изображения в камере-обскуре, изобретенном художником Л. Дагерром»; 14 августа Л. Дагерр получил на свое изобретение патент; 20 августа он издал подробное практическое руководство по применению дагерротипии; в Англии 25 января 1839 года в Королевском институте в Лондоне по представлению физика М. Фарадея демонстрировался первый бумажный фотоотпечаток Ф. Тальбота, полученный с бумажного негатива; 31 января был обнародован метод тальботипии.
Руководства по дагерротипии и тальботипии моментально распространились в странах Европы и в США. 1839 год сразу сделал фотографию международным достоянием. Вот почему во всех энциклопедических словарях вы можете прочитать: год изобретения фотографии — 1839, изобретатели: французы Н. Ньепс, Л. Дагерр и англичанин Ф. Тальбот.