В 2003 г. исполнилось 100 лет с момента изобретения шампуня.
В начале 20-го века, в Германии, химик Ханс Шварцкопф впервые представил душистый фиалковый шампунь с логотипом в виде черноволосой головы.
То, что сегодня является самым обычным средством по уходу за волосами, 100 лет назад стало настоящим чудом.
Порошковый шампунь (а именно таким и был первый продукт для мытья головы) со всемирно известным сегодня логотипом стал первым марочным продуктом в области косметики для волос.
Но это - только начало истории.
Ассортимент шампуней расширился достаточно быстро и в скором времени насчитывал уже 8 видов: желтковый, ромашковый, кислородный, травяной, ланолиновый, березовый, серный и даже с вытяжками смол.
Когда-то косметика была доступна лишь избранным, сегодня же невозможно представить, чем ещё, кроме шампуня, можно мыть голову.
Странные были первые путешествующие европейцы. В поисках приключений или богатства они достигали разных мест. Но, за исключением Марко Поло, у европейцев не было склонности к тонким наблюдениям: ведь они были не философами, а только купцами и авантюристами. Но их искренне удивило, что в других частях света народы всерьез относились к уходу за собой. Китайцы регулярно мыли тело, а китаянки к тому же для лучшего роста волос наносили на них ароматный экстракт кедра.
В итоге вместе с китайским чаем европейцы привезли домой привычку мыться. В Индонезии, куда тоже добрались европейцы, для мытья волос местные жители изготавливали специальные средства из рисовой соломы и рисовой шелухи: все сжигалось, а пепел, имеющий щелочные свойства, смешивался с водой, пока не образовывалась пена. Потом смесь втирали в волосы и смывали - волосы становились чистыми, но очень сухими. И тогда индонезийцы увлажняли волосы кокосовым маслом.
Арабские женщины заваривали кожуру айвы, а филиппинки вымачивали стебли алоэ в холодной воде. Эти местные средства помогали их волосам хорошо смотреться. В Северной Америке индейцы научили поселенцев из Старого Света использовать для мытья волос корень мыльной травы, родственника гвоздики, а также готовить из экстракта кустарника чапареля средство от перхоти.
Восток окончательно вошел в сферу европейских интересов, и англичане обосновались в Индии. Индия это особый мир, в который органично вписывались махараджи, храмы для бесчисленных богов, заклинатели змей, жесткая кастовость, тропические инфекции, нищета и грязь. Однако из мутного Ганга индусы вытаскивали неожиданно отстиранное, как будто кипяченное, белье. Они сверкали белоснежными улыбками в то время, когда европейцы мучились хронической диареей. И самое главное, роскошные волосы богатых индусок так блестели на палящем солнце, что в них можно было смотреться, как в зеркало, а волосы колонизаторов слипались от жары и влаги. Индусы мыли свои волосы особыми травяными средствами с помощью shampo, что в переводе с хинди означало “массажировать”, “растирать”.
В туманном Альбионе могли лишь мечтать о таких же роскошных волосах, как у индусов: в Европе к концу XIX века знали только золу и мыло, оставляющее на волосах белый налет, и лишь немногие могли пользоваться для мытья волос дорогостоящими маслами. Но в конце XIX века в Лондоне случилось нечто, чему суждено было стать отправной точкой в истории шампуня, и с тех пор мыльная история перестала быть безымянной. Изобретение шампуня связывают с именем англичанина Кейси Херберта. Его шампунь был сухим порошком - смесь пудры из мыла и травы. Назывался этот порошок Shaempoo. Несправедливо, конечно, что о самом Кейси Херберте почти ничего не известно.
Очевидно, что дом у него все-таки был, а с деньгами, похоже, было туго, и поэтому Херберт, не мороча себе голову маркетинговыми ходами, продавал свой шампунь прямо на улице около своего дома в Лондоне. И надо сказать, торговля его шла успешно, но для настоящего успеха не хватало масштабности.
Сама идея оказалась заразительной, а рецептура шампуня - несложной. И вскоре тут и там лондонские парикмахеры в цирюльнях и аптекари в косметических отделах собственных аптек стали продавать такие же пакетики с сухим порошком Shaempoo.
Даже при постоянной миграции, которая существовала на рубеже веков в Европе, удивительно, насколько быстро весть об изобретении шампуня добралась из Англии до Германии, где в это время голову мыли чем придется. Чтобы избежать мыльного осадка, немцы пристрастились пользоваться уксусом или бензином. Мытье бензином, иначе “шампонирование”, представляло серьезную опасность. Об этом свидетельствует письмо Королевской технической комиссии ремесел в Берлине: “По данным, предоставленным полицией, каждый раз потребляется около полулитра бензина, все это количество испаряется без остатка, что может привести к огнеопасной и даже взрывоопасной ситуации, потому что смесь воздуха и паров бензина способна взрываться. Поэтому, на наш взгляд, следует немедленно запретить шампонирование для мытья волос”.
В один из дней 1903 года в небольшой аптечный магазин на Passauer Strasse в Берлине, принадлежащий Хансу Шварцкопфу, зашла покупательница. Фрау рассказала о маленьких пакетиках средства для мытья волос, которые она не так давно покупала в Англии. “Это так удобно! - восхищалась женщина, - Было бы замечательно, если бы и у вас имелось что-то подобное, я могла бы пользоваться этим постоянно!”
К этому времени Ханс Шварцкопф уже почти пять лет был хозяином этого аптечного магазина на Passauer Strasse. И в своей аптеке Ханс, по обыкновению того времени, в придачу к основному бизнесу открыл парфюмерный отдел. При том, что дорогущие духи были доступны не всем, в целом его дела шли хорошо. Только ему хотелось чего-то большего, принципиально нового. Идея пришла со щебетанием восторженной дамы. Итак, не ведая о собственной роли, фрау покинула аптеку, а жизнь двадцатидевятилетнего Ханса перестала быть скучной: еще бы - в аптеку заглянула его Судьба. Оставалось воплотить замысел в жизнь.
По образованию Шварцкопф был химиком, и опыт работы с косметикой помог ему достаточно легко сотворить свой первый шампунь-порошок, который можно было предлагать покупателям. Только Шварцкопф был не так прост, чтобы продавать порошок в безымянных упаковках: на пакетиках с сухим шампунем красовался придуманный им товарный знак, который сегодня известен каждому, - силуэт головы черного цвета (Schwarzkopf в буквальном переводе с немецкого - “черная голова”). Теперь это был не просто шампунь, а марочный продукт, который Ханс тут же запатентовал. Все это случилось в том же 1903 году.
Новое средство стоило двадцать пфеннигов - непозволительная роскошь, особенно для рачительных немцев. Однако из-за удобства в применении шампунь стал пользоваться популярностью. И самое главное, он не оставлял противного налета на волосах! Через год пакетики с шампунем продавались во всех аптечных магазинах Берлина, их начали импортировать в другие страны. Чтобы закрепить поразительный успех, требовалось идти дальше. Тогда Ханс совсем оставил аптечный бизнес и полностью отдал свои силы производству и продаже шампуня. Тем более, ему было что добавить к сказанному и сделанному: в состав первого шампуня Ханс прибавил экстракт фиалок, благодаря чему порошок приобрел приятный запах и отличный тонизирующий эффект. Впоследствии он не раз менял состав, добавляя в основную формулу экстракты целебных трав и активные компоненты, придающие волосам здоровый вид. Так в составе шампуня появились пантенол, глубоко впитывающийся в структуру волос, и миндальное масло, придающее им шелковистость.
Новое направление имело огромные перспективы - ведь средствами для волос в те времена практически никто, кроме самого Шварцкопфа, всерьез не занимался. А в маленькой служебной комнатке на Passauer Strasse, где располагалось все производство, для дела, требующего нешуточного размаха, перестало хватать места. И вот в 1904 году в Берлине был запущен первый завод по производству средств для волос компании Schwarzkopf. Ассортимент шампуней расширился достаточно быстро и в скором времени насчитывал уже восемь видов: желтковый, ромашковый, кислородный, травяной, ланолиновый, березовый, серный и даже с вытяжками смол.
А еще через год - в 1905 году - товары компании добрались до России. А у Ханса впереди было много работы, разработка новых продуктов и расширение производства. Только однажды у него был перерыв в работе. Во время Первой мировой войны стало невозможно достать приличные ингредиенты, и, честно говоря, публике было не до шампуня. Но при первой возможности Ханс вновь открыл свой завод, а в 1919 года с выпуском нового продукта Schaumpoon производство вышло на качественно новый уровень.
Только жизнь Ханс Шварцкопфа оказалась недолгой. В возрасте 47 лет в феврале 1921 года он скончался от сердечного приступа - так не стало первого Короля империи шампуня. Компанию после смерти Ханса Шварцкопфа возглавила его жена Марта. Она сумела сохранить бизнес и даже расширила производство. А затем старший сын Ханса и Марты -- успешно продолжил дело родителей. Под новым руководством в 1927 году компанией была разработана жидкая консистенция шампуня: ведь у порошка, несмотря на все свои достоинства, были и серьезные недостатки: бумажные пакетики с шампунем промокали, да к тому же порошковая пыль иногда вызывала аллергическую реакцию. Жидкий шампунь пенился лучше, уровень очищения волос от загрязнений стал выше. И дозировать жидкий шампунь стало проще, а значит, он стал более экономичным. К концу 1927 года компания выпустила уже два вида жидкого шампуня. Это были первые жидкие шампуни и, бесспорно, - новое слово в создании моющих средств для волос!
Да и вообще в благополучные 30-е ситуация в Европе была весьма подходящей для косметического бизнеса - люди стали больше задумываться о своей внешности. Рынок туалетных средств развивался стремительными темпами. Уже в 1931 году конкурентам Schwarzkopf - группе компаний Hamburg Beiersdorf Group - удалось разработать собственную химическую формулу шампуня.
А в 1934 году французская фабрика L''Oreal также представила на рынке не содержащий мыла состав для мытья волос. За шесть лет до этого Эжен Шуэллер, основатель компании L''Oreal, купил компанию Monsavon - маленькое предприятие, выпускавшее туалетное мыло. Это приобретение позволило L''Oreal, специализирующейся на производстве краски для волос, внедриться на рынок туалетных средств. Первый жидкий шампунь L''Oreal назывался Dop. Но шампунь Dop тяжело приживался на рынке. Тогда, чтобы выяснить причину, Эжен Шуэллер заказал исследование, в результате которого оказалось, что 30% французов вообще никогда не моют голову.
Великий маркетолог Шуэллер нашел выход: в своей рекламе он обратился к детям и их родителям. Именно ему принадлежит та заслуга, что следующее поколение французов мыло голову исключительно шампунем. Но до того времени еще надо было дожить. А пока на дворе были 30-е. И хотя в те годы все больше людей становилось потребителями косметических средств, оставалась еще одна причина, по которой шампуни не были распространены повсеместно: шампунь оставался дорогим удовольствием.
Первыми ценовое препятствие устранили американцы. Состав этого средства для мытья волос был разработан американцем Джоном Бреком. Исследования он начал еще в годы Великой депрессии в своей клинике в Массачусетсе. И вот после десятилетия работы в 1930 году формула была готова. Новый шампунь был доступен по цене многим. Кроме того, впервые потребителям предлагалась линия шампуней: для сухих и для жирных волос. Новый шампунь продавался хорошо, но эффекта, на который вправе был рассчитывать Брек, не случилось. Казалось, чего же проще: “хочешь стать богатым - работай на бедных”! Это и было сделано. Казалось, чего же еще, если цена - не препятствие? Но Америка столкнулась с той же проблемой, что и Европа: большинство не привыкло тратить (пусть и небольшие) деньги на специальные средства для мытья волос.
Для настоящего повсеместного успеха нужна была новая культура и новый культ чистоты. Этого не было. Америка не была бы Америкой, если бы предприимчивых американцев на пути к коммерческому успеху можно было остановить этим обстоятельством. И Бреку вспомнил о том, “что есть двигатель торговли”. Однозначно: реклама. С этого момента история шампуня Breck перестает принадлежать лишь косметической отрасли. Триумф компании превзошел самые смелые ожидания и стал классическим примером, описанным в учебниках по курсу рекламы. Реклама Breck Shampoo была практически первой, где помимо текста появилось качественное изображение, несшее не меньшую смысловую нагрузку, чем текст. Косметические компании взяли метод на вооружение: с того времени косметическая отрасль развивает себя и еще обогащает рекламную индустрию и рекламное искусство.
Breck Shampoo приобрел немыслимую до сих пор популярность. Со временем он стал олицетворять американский образ жизни. Ну, сами судите: американские солдаты, высадившиеся в Европе в 1943 после открытия Второго фронта, раздавали освобожденным жителям Старого Света тушенку, конфеты, жевательную резинку и шампуни Breck
В 1947 году компания Schwarzkopf опять совершила косметическую революцию. В тот год ею был выпущен Onalcali, ставший первым бесщелочным шампунем и прообразом всех современных шампуней. Да и Breck Shampoo не остался на месте. Стратегия марки по прежнему была направлена на успех и массовость. В конце 50-х Шелдона сменил Ральф Уильям Уильямс. Только он уже чаще использовал для рисунков профессиональных моделей - так на рекламе Breck появились Ким Бессинджер, Брук Шилдс, Сибил Шепард. Рекламные полосы Breck Shampoo регулярно появлялись в самых популярных глянцевых изданиях, обычно на последней обложке. После смерти Уильямса рекламная традиция прекратилась, и девочки Брек остались только в музеях истории рекламы и поп-культуры.
В наше время мы имеем огромный выбор косметических средств но шампунь до сих пор остаётся главным атрибутом любой ванной комнаты. Шампунь, история которого начиналась более 100 лет назад...