Вселенная и Земля

Астрономы засняли «галактику-медузу»

Астрономы из Гавайского университета и Университета Дюрхема в Великобритании засняли галактику, которая приняла форму медузы после столкновения с звездным скоплением Девы. Исследование ученых опубликовано в The Astrophysical Journal Letters, кратко о нем пишут Space.com и New Scientist.

На изображении, полученном телескопом «Хаббл», видна галактика IC 3418 со «щупальцами», которые тянутся в нижнюю левую сторону фотографии. Они состоят из большого количества турбулентного межзвездного газа, и содержат молодые, яркие в ультрафиолетовом диапазоне звезды. Галактика удалена от Земли на 54 миллиона световых лет. В ультрафиолетовом диапазоне изображение удалось получить с помощью орбитального телескопа GALEX.

По словам астрофизиков, эти «щупальцы» образовались в результате столкновения IC 3418 с ближайшим кластером Девы, который содержит около полутора тысяч отдельных галактик. Столкновение газовых облаков кластера и галактики привело к турбулентному возмущению, формированию газовых облаков и стимулировало образование новых звезд в «щупальцах» IC 3418.

Понимание механизма столкновения галактик имеет важное значение для исследования звездообразования. Ранее астрономы уже не раз видели, как столкновение между галактиками приводит к резкому увеличению числа новых звезд. Столкновения галактик с веществом галактического кластера изучены гораздо хуже, но могут быть довольно частыми в плотных областях Вселенной.