С миру по нитке

В кислотном озере обнаружен новый вирус

Озеро в национальном парке Лассен-Волканик

Гибридный ДНК-вирус, найденный в вылуканическом озере, свидетельствует о том, что различные типы вирусов могут обмениваться генетической информацией.

В статье, опубликованной в журнале Biology Direct, сообщается об открытии ранее неизвестной группы вирусов, чей геном поможет лучше понять появление и эволюцию различных вирусных типов.

Команда американских ученых под руководством Кеннета Стэдмана из Портлендского университета штата Орегон исследовала вирусное разнообразие в Озере кипящих струй в национальном парке Лассен-Волканик.

Температура озера в разных местах варьирует от 52 до 95 градусов, а кислотность достигает 2,5 pH, поэтому в озере могут жить лишь бактерии и вирусы.

Исследователи к своему удивлению обнаружили в озере новый тип вирусного генома – одноцепочечную кольцевую ДНК, в которой закодированы многие белки капсидной оболочки, характерные для РНК-вирусов. Этот необычный геном доказывает, что РНК-вирусы и ДНК-вирусы, две несвязанные между собой вирусные группы, могут при определенных условиях интегрироваться. Более того, это доказывает, что в результате взаимодействия структурных и функциональных модулей различных групп вирусов может возникать совершенно новый вирусный тип.

Размер гибридного вируса, обнаруженного американскими учеными, примерно в два раза превышает средний размер вирусов с кольцевым геномом. Сравнение генома нового вируса с базой данной ДНК-вирусов по мировому океану показало, что гибридный вирус может присутствовать не только в вулканических озерах, но и в морских водах.

Хотя точный механизм рекомбинации ДНК и РНК между разными вирусами остается неизвестным, обнаружение гибридного вируса показало, что вирусы обладают еще более широкими возможностями для обмена генетической информацией, чем считалось ранее.

Вирусы – это самая разнообразная группа организмов на земном шаре, однако об их эволюционной истории известно крайне мало. Лишь сравнение геномов различных вирусов вносит в этот вопрос некоторую ясность. «Наше открытие продемонстрировало, что новые группы вирусов могли возникать благодаря комбинации резко отличающихся вирусных типов, что проливает свет на раннюю эволюцию вирусов», -- рассказал Кеннет Стэдман.