2018
  Май
30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3
24 Мая 1900

В Петербурге был спущен на воду бронепалубный двухмачтовый крейсер «Аврора»

24 Мая 1928

Экспедиция под руководством Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» достигла Северного полюса

Приём антидепрессантов во время беременности чреват появлением у ребёнка аутизма

Эксперименты на животных показали, что повышенное содержание серотонина во время беременности, вызванное антидепрессантами, негативно влияет на формирование мозга и повышает риск возникновения психоневрологических расстройств.

Не так давно учёным удалось выяснить, что нейромедиатор серотонин нужен не только для передачи нервных импульсов с нейрона на нейрон — ещё он играет важную роль в формировании головного мозга.

Низкий уровень серотонина на начальных стадиях развития приведёт к тому, что взрослый мозг будет неадекватно обрабатывать сенсорные сигналы. От недостатка серотонина страдают как животные, так и люди: депрессия у матери способна запустить преждевременные роды и психоневрологические нарушения у ребёнка, вплоть до аутистических расстройств.

В то же время, как установили исследователи из Университета Миссисипи (США), избыток серотонина может приводить едва ли не к тем же самым последствиям, что и его недостаток. Учёные опирались на предварительные наблюдения, согласно которым антидепрессанты, употребляемые матерью во время беременности, могут послужить причиной развития аутизма у ребёнка. Чтобы проверить это, исследователи обратились к экспериментам на животных. В качества антидепрессанта был выбран циталопрам, один из селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Крысят обрабатывали этим антидепрессантом в период вынашивания и после рождения, после чего анализировали, как это скажется на поведении и строении мозга повзрослевших животных.

Как пишут авторы в журнале PNAS, самцы, которых во время эмбрионального подвергали воздействию циталопрамом, проявляли более тревожное и асоциальное поведение. Они впадали в ступор, когда слышали незнакомый звук, отказывались исследовать территорию, если видели незнакомый предмет или чувствовали незнакомый запах; в детстве они избегали игр с другими. Такое поведение, по словам учёных, несёт основные признаки аутистистического расстройства. Кроме того, всё это проявлялось преимущественно у самцов, что согласуется с картиной «человеческого» аутизма, который возникает у мальчиков в три раза чаще, чем у девочек.

Одним из главных пользователей серотонина в головном мозгу считаются ядра шва, которые определяют развитие мозга на некоторых стадиях его формирования. По версии исследователей, избыток серотонина в ядрах шва мог отразиться на формировании самых разных центров, включая гиппокамп и кору, и самых разных функций — от ориентировки на местности до памяти и эмоций. В своей статье исследователи отмечают, что антидепрессант привёл к нарушению связей между полушариями. На клеточном уровне наблюдались дефекты в формировании отростков нервных клеток. У нейронов плохо формировалась миелиновая обмотка, необходимая для нормального проведения электрического импульса, из-за чего, по мнению авторов, и было нарушено сообщение между полушариями. У животных, подвергшихся антидепрессантной обработке, нейроны плохо синхронизировались друг с другом, что тоже не могло не повлиять на формирование нейронных цепей.

Безусловно, нервная система человека отличается от нервной системы крысы, поэтому результаты экспериментов не следует бездумно переносить на людей. Но всё-таки полученные данные заставляют лишний раз задуматься, насколько психофизиология матери влияет на здоровье будущего ребёнка, и сколь большое внимание женщине нужно уделять своему нервному и психическому здоровью.