Нефть кишит бактериями, доказали микробиологи

Ученые выяснили, что в нефти обитает куда больше микроорганизмов, чем считалось ранее. Из-за их жизнедеятельности «черное золото» постепенно разлагается.

К такому выводу пришли немецкие ученые из Института подземных вод, чья статья была опубликована в журнале Science.

До настоящего времени считалось, что бактерии, разлагающие нефть, могут жить лишь на ее поверхности, где она соприкасается с водой. Однако авторы статьи показали, что микробы могут заселять и глубокие слои нефтяных залежей. Об этом свидетельствуют результаты изучения крупнейшего в мире асфальтового озера Пич-Лейк, расположенного на острове Тринидад.

Озеро Пич-Лейк наполняется жидкой нефтью, которая постепенно загустевает. В пробах, взятых из Пич-Лейк, ученые разглядели микроскопические пузырьки с водой объемом всего 1-3 микролитра (примерно в 50 раз меньше, чем обычная капля). Во многих из них микробиологи обнаружили комплексные бактериальные сообщества.

Под действием микробов из водных капелек нефть постепенно превращается в вязкий битум. Судя по высокой солености и изотопному составу, проанализированные пузырьки поступили на поверхность озера из глубины, так что процесс разложения нефти наверняка идет и там.

Открытие позволяет более точно предсказывать качество нефти, а также позволит разработать новую методику ликвидации нефтяных загрязнений. По словам исследователей, в похожих водных мини-резервуарах жизнь может существовать и на Титане, спутнике Сатурна, который покрыт озерами из углеводородов.