Мир природы Карта сайта Правила работы с сайтом Наши авторы
Введение Новости Заповедники
2017
  Март  
пн вт ср чт пт сб вс
27 28 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2
23 Марта 1876

Павел Николаевич Яблочков получил патент на изобретенную им «электрическую свечу»

23 Марта 1801

Вследствие заговора убит русский император Павел I

Люди и наука

Михаил Леонтьевич Миль

Миль Михаил Леонтьевич  (1909—1970) Миль Михаил Леонтьевич (1909—1970)

Конструктор вертолетов

Судя по задаткам, он должен был стать незаурядным художником или прекрасным музыкантом: в детстве с увлечением учился музыке, брал уроки живописи. Судьба распорядилась иначе, и отечественная наука приобрела гениального изобретателя, подарившего Советскому Союзу «винтокрылую птицу» — вертолет. Восемь базовых моделей, распространенных по всему миру, носят имя своего конструктора — Ми.

Михаил Миль родился 22 ноября 1909 года в семье железнодорожного служащего, проработавшего 20 лет на золотых приисках, прежде чем обосноваться в Иркутске.

Его юность пришлась на 20-е годы прошлого столетия — время массового увлечения авиацией: тогда были проложены первые воздушные трассы, собирались средства на строительство самолетов, организовывались школьные кружки авиамоделистов. В одном из них занимался увлеченный Михаил Миль: однажды выступая со своей моделью в региональном конкурсе, он занял призовое место.

Окончив в 1926 году школу, Михаил Леонтьевич поступил в Томский технологический институт, где участвовал в работе планерной секции. Построив с товарищами легкий одноместный планер и поднявшись на нем в воздух, он на всю жизнь «заболел небом».

Переведясь на аэродинамическое отделение Донского политехнического института, все свое свободное время Михаил Миль отныне посвящал авиамоделизму. Его глубокий интерес к авиационной технике разделял земляк и старший товарищ, Николай Ильич Камов. Впоследствии именно по его рекомендации Михаил Леонтьевич был принят в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где начал заниматься аэродинамикой автожиров — так до 1950 года назывались вертолеты. В институте Михаил Миль пишет одну работу за другой и уже через год становится начальником бригады аэродинамиков. Во время Великой Отечественной войны группа талантливых конструкторов пыталась сформировать первую корректировочную эскадрилью автожиров А-7, однако машины не оправдали себя. Это был жестокий удар по надеждам и трудам Миля. Судьба не щадила его в эти годы: в эвакуации умер его пятилетний сын, погиб родной брат, скончалась мать... Пережить случившееся этому мужественному человеку помогли его искренняя вера в доброту окружающих людей и поразительная сила воли. Словно назло всем бедам Михаил Леонтьевич успешно защитил докторскую диссертацию, после чего ему было поручено возглавить новое конструкторское бюро, специализирующееся на проектировании винтокрылых машин. Результаты не заставили себя ждать.

Сегодня в так называемой безаэродромной авиации «вертушки» Миля по-прежнему незаменимы: они необходимы геологам, строителям, врачам, пожарным, военным... Сбылась мечта одного из величайших конструкторов, нередко говорившего: «Стране нужны хорошие вертолеты, как можно больше вертолетов, самых разных по назначению».

Вступив в состязание с опытными коллективами Яковлева, Камова, Братухина, КБ Миля вышло победителем: из всех типов созданных машин в серийное производство пошел тогда только одновинтовой Ми-1. В октябре 1949 года машина совершила свой первый полет, позднее на ней было установлено 23 мировых рекорда. Михаилом Леонтьевичем были разработаны и другие модификации вертолетов: созданы легендарные Ми-4 и Ми-2, построен могучий Ми-6 с газотурбинной силовой установкой и грузоподъемностью 12 тонн, появился крупнейший транспортный вертолет Ми-10... Сенсацией в мире авиации становится двухвинтовой гигант Ми-12, поднявший рекордный вес в 40 тонн.

По отзывам людей, лично знавших Михаила Леонтьевича, улыбка этого человека была то сердечной и доброй, то заразительно веселой, то доверительной и застенчивой, но никогда — холодной и надменной. На склоне лет, «пройдя огонь, воду и медные трубы», Михаил Леонтьевич Миль оставался живым и эмоциональным человеком, посвящая свое свободное время работе за мольбертом, а свои печали и радости доверяя роялю.

Считая творческий, созидательный труд главной составляющей своей жизни, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, Михаил Леонтьевич Миль всегда стремился к непревзойденным высотам. Пока живы традиции, заложенные им в современной авиации, Россия по праву остается одной из ведущих вертолетостроительных держав мира.

Наши контакты:


Энциклопедия для детей. Мир природы.
Спасибо, что вы с нами!

Skype: geoserenity
Контактный телефон: +7 (8903) 712-11-74
Email: scirent@mail.ru