Мир природы Карта сайта Правила работы с сайтом Наши авторы
Введение Новости Заповедники

Страны и народы

Северный Кипр

Северный Кипр

статьи
Язык:турецкий
Столица:Лефкоша
Территория:3 300 км2
Население:200 000 чел.

Турецкая Республика Северного Кипра (тур. Kuzey Kıbrıs Türk Cumhuriyeti, также встречается название Северный Кипр тур. Kuzey Kıbrıs) — провозглашённое в 1983 году частично признанное государство, занимающее северную треть острова Кипр. С 1975 по 1983 носило название Туре́цкое Федеративное Государство Ки́пр (тур. Kıbrıs Türk Federe Devleti).

Турецкая Республика Северного Кипра признана только Турцией, частично признанной Абхазией. Правительство Республики Кипр продолжает оставаться единственными международно-признанными властями на Кипре. Турецкая Республика Северного Кипра входит в Организацию Исламская Конференция как наблюдатель.

Население Турецкой Республики Северного Кипра составляет около 300 тысяч человек, проживающих на площади 3 355 км² (включая небольшой эксклав Коккина (тур. Erenköy). Подавляющее большинство населения — этнические турки, представляющие две общины: местные турки-киприоты и анатолийские турки, переселенцы из Турции. Присутствует также небольшая доля живущих в своих анклавах греков-киприотов и маронитов.

Столицей ТРСК, как Республики Кипр, считается город Никосия (тур. Lefkoşa)

ТРСК отделена от остальной части Кипра буферной зоной. Линию, разделяющую остров на два сектора (так называемая «Зелёная линия» — англ. Green Line), охраняет контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК).

История Республики Кипр и ТРСК

1960 — создание Республики Кипр — Республика Кипр была создана после предоставления Кипру независимости от Великобритании. Греческой и турецкой общинам были предоставлены равные возможности участия в управлении новым государством. Им были выделены места в правительстве и гражданских институтах власти. Гарантами существования нового государства в соответствии с Договором 1960 года о гарантиях стали Великобритания, Греция и Турция.

1963 — межобщинный конфликт и конституционный кризис — В декабре 1963 правительство Кипра распалось. Начался конфликт между греками-киприотами и турками-киприотами. Турки-киприоты лишились правительственных постов. С продолжением конфликта турки, проживавшие в сельских районах, оказались блокированы греками в местах компактного проживания. Такое положение длилось 11 лет, до раздела острова. В этот период между общинами происходили многочисленные конфликты. Несколько раз это приводило к тому, что Турция и Греция оказывались на грани войны, особенно во время инцидента в городе Коккина (Erenköy), а также в 1967, когда греки напали на турецкие районы на юге острова.

1974 — переворот в Греции и турецкое вторжение — В июле 1974 при поддержке греческой военной хунты на острове произошёл военный переворот. Президент Макариос был отстранён от власти, а контроль над островом перешёл к Никосу Сампсону, представителю греческой подпольной организации EOKA-B (выступавшей за присоединение Кипра к Греции — эносис). В качестве ответной меры, в соответствии с Договором 1960 года, на Кипр были введены турецкие войска. Фактически силовая акция привела к разделу острова, а уже вторичным является то, что вследствие этого случилось падение греческой военной хунты и восстановление архиепископа Макариоса у власти. Остров Кипр оказался разделённым на Север, контролируемый турками-киприотами, и Юг, контролируемый греками-киприотами.

1975 — от федерации к независимости — По условиям мирного соглашения предполагалось создание федеративной республики. В 1975 было провозглашено Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра, формально как часть федерации, но с оговорками, что следует федерацию пересмотреть и привести её конституцию к согласию с де факто сложившимся положением. Эта идея не нашла поддержки ни у Республики Кипр, ни у международного сообщества. После 8 лет переговоров с Республикой Кипр Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра объявило о своей независимости в 1983. Новое государство стало называться Турецкой Республикой Северного Кипра. Декларация независимости Турецкой Республики Северного Кипра, однако, была отклонена ООН.


Международный статус

Большинство государств мира, за исключением Турции, официально не признают Турецкую Республику Северного Кипра как независимое государство. Организация Исламская конференция предоставила ТРСК статус части федеративного государства (англ. constituent state) и наблюдателя.

Турция держит на территории ТРСК своё посольство, ТРСК в Турции — посольство и консульства. В ряде других стран находятся неофициальные представительства ТРСК, де-факто являющиеся посольствами. В Северной Никосии находятся резиденции послов США и Британии, но, так как они находились там до разделения острова, это не означает признания ТРСК.

О намерении признать ТРСК заявляли Азербайджан, Гамбия и Парагвай. Несмотря на то, что официальных контактов не было установлено, неформальные связи поддерживаются.

Переговоры об объединении острова идут уже давно, но пока не принесли плодов. Последняя попытка провалилась на референдуме, который прошёл на острове под эгидой ООН 26 апреля 2004. Против объединения проголосовали 75 % греков-киприотов, в отличие от турок-киприотов, большинство из которых поддержали объединение на основе плана, предложенного Генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном.

План кипрского урегулирования, предложенный ООН (План Аннана — англ. Annan Plan), предусматривал создание на острове двухобщинного и двухзонального государства вместо единой Республики Кипр, что, по мнению греков, означало бы фактическое признание турецкой оккупации северной части острова путём отмены всех предыдущих резолюций Совета Безопасности ООН по Кипру.

По этому плану Турция получала право сохранить свой военный контингент на острове. Более того — предусматривалось юридическое узаконивание договоров, заключённых ранее Турецкой Республикой Северного Кипра и Турцией, которые, в частности, давали турецким войскам право использовать все кипрские гавани, производить передвижения по всему острову и выполнять полёты турецких ВВС над всей территорией Кипра.

Турецкая сторона получала бы право вето в объединённом правительстве Кипра. При этом все госструктуры объединённого Кипра на 95 % должны были финансироваться греческой стороной. Ограничивались права греков на операции с собственностью в северной части острова до тех пор, пока уровень жизни двух общин не сравняется.

После избрания президентом Деметриса Кристофиаса, с сентября 2008 между двумя общинами начался переговорный процесс по воссоединению острова. Президенты Деметрис Кристофиас и Мехмет Али Талат возглавили эти переговоры. За основу был взят план Аннана. Переговоры длились уже более 1.5 года, и на протяжении этого времени было согласовано большинство спорных вопросов.

18 апреля 2010 года были проведены выборы на пост президента ТРСК. Основными соперниками на этих выборах были консерватор Дервиш Эроглу от Партии национального единства и действующий президент Мехмет Али Талат. После проведения первого тура выборов и предварительного подсчета голосов победу со значительным перевесом одержал Дервиш Эроглу, который набрал 50,38 % голосов. Мехмет Али Талат набрал 42,8 %. После своей победы на выборах Дервиш Эроглу объявил о своей готовности продолжить переговоры по решению Кипрской проблемы. Он пообещал, что будет сформирована новая команда и переговоры продолжатся со второй половины мая.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Турецкой Республики Северного Кипра расположены в нескольких государствах.

другие страны
Наши контакты:


Энциклопедия для детей. Мир природы.
Спасибо, что вы с нами!

Skype: geoserenity
Контактный телефон: +7 (8903) 712-11-74
Email: scirent@mail.ru