2019
  Май
29 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2
27 Мая 1905

Начало Цусимского сражения, которое стало последней решающей битвой в Русско-японской войне

27 Мая 1703

Петр I заложил Петропавловскую крепость. Эта дата стала днем основания Санкт-Петербурга

Палеонтология

Впервые рядом с останками протоцератопса обнаружен его след

Польские палеонтологи сообщили об удивительной находке: останки протоцератопса, умершего около 80 млн лет назад в Монголии, были обнаружены вместе с его собственным следом.

С морскими беспозвоночными подобное происходит сплошь и рядом — мечехвостов и трилобитов сравнительно часто находят в конце протоптанных ими тропинок, потому что один и тот же оползень накрывает и животное, и его след.

Сухопутные позвоночные не таковы. Для того чтобы сохранились кости и следы, нужны различные условия. К тому же соотнести скелеты с отпечатками сложно, ведь их делают мягкие ткани, покрывающие кости стопы, которые до нас не доходят. Более того, в останках задние конечности часто отсутствуют вовсе.

Палеонтологи решили проблему, давая разные имена следам и скелетам. Первые известны как ихнотаксоны. Зачастую ихнологи способны идентифицировать тип животных, которые их оставили, а иногда могут даже сделать предположение о виде. Например, крупные хищные динозавры имели большие трёхпалые ноги. К тому же мало кто мог сравниться по величине с тираннозавром, так что если гигантский трёхпалый след находится в том же районе, где уже был найден T. rex, логично связать одно с другим. Но такие совпадения случаются крайне редко.

Поэтому Гжегож Недзведский из Варшавского университета называет своё открытие святым граалем ихнологии позвоночных.

След оказался далеко не очевидным. Совместная польско-монгольская группа добыла образец породы с останками протоцератопса в пустыне Гоби ещё в 1965 году. Лишь через сорок пять лет исследователи смогли рассмотреть окаменелость более детально и обнаружить след возле тазовых костей. Его форма и размер подозрительно похожи на то, чего можно было бы ожидать от четырёхпалой задней конечности травоядного динозавра.

Протоцератопс (примерно от 1,6 до 1,8 м в длину) был одним из наиболее распространённых динозавров Монголии того времени, но до сих пор его следы не удавалось обнаружить.