2019
  Апрель
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5
23 Апреля 1836

В Петербурге вышел первый номер журнала «Современник»

23 Апреля 1964

Основана фирма граммофонных пластинок «Мелодия»

Хочу все знать

Астрономы открыли необычное строение галатики Сомбреро

Галактика Сомбреро

Галактика Сомбреро состоит не только из светящегося диска, как считалось ранее, но и из огромного эллипсоидного скопления звезд. Анализ устройства Сомбреро поможет лучше понять механизмы эволюции галактик.

В то время как одни галактики во Вселенной имеют округлую форму, другие, подобному нашему спиральному Млечному пути, по форме напоминают уплощенный диск. Однако галактика Сомбреро может совмещать в себе обе эти формы, свидетельствуют наблюдения, получение с помощью Спитцера, космического телескопа NASA. Это открытие делает Сомбреро первой из известных галактик смешанного типа.

Галактика Сомбреро, известная также под номером NGC 4594, расположена в 28 миллионах световых лет от нашей планеты в созвездии Девы. С Земли эта галактика чем-то напоминает шляпу с тонкими краями и выпуклостью посередине. До настоящего времени астрономы не могли определить, устроена ли эта галактика как кольцо или спираль, но все они склонялись к тому, что она имеет дисковидную форму. Оказалось, что это только часть правды.

В действительности, галактика Сомбреро по форме напоминает эллипс, в центре которого располагается более яркий плоский диск. В световые телескопы был виден только этот светящийся диск сравнительно небольших размеров, напоминающий сияющий нимб. И только телескоп Спитцер, работающий в инфракрасном диапазоне, смог сквозь космическую пыль различить старые и более тусклые звезды, образующие вокруг диска огромное скопление в форме эллипса.

Ученые считают, эллиптическое скопление звезд едва ли могло «поглотить» уже существующий диск, так как это разрушило бы его структуру. Скорее всего, дело обстояло иначе. Около 9 миллиардов лет назад эллиптическое скопление могло быть окружено огромным облаком газа, которое сосредоточилось по центру эллипса и образовало диск из более молодых и ярких звезд.

Теперь ученые пытаются понять, насколько необычен подобный процесс для Вселенной. По своей структуре галактика Сомбреро в чем-то напоминает галактику Центавр А, в центре которой тоже есть диск из звезд. Однако он гораздо меньше, чем у Сомбреро. Астрономы предполагают, что Центавр А может соответствовать более ранней стадии эволюции галактики Сомбреро.