Мир природы Карта сайта Правила работы с сайтом Наши авторы
Введение Новости Заповедники

Статьи

История

Служилые люди по отечеству и по прибору

Тяглые люди

Консолидация феодального сословия сопровождалась закреплением его привилегий – монопольного права владеть его землей, освобождения от повинностей, преимуществ в суде и праве занимать чиновничьи должности.

Городское население в 17 в. получает наименование «посадские люди». Складывается определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гостиной и суконное сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

Значительная часть дворов в городе принадлежала духовным и светским феодалам, освобождалась от государственной тяглы (прямая государственная подать; стрелецкая подать, ямские деньги и т.д.) и называлась «белыми слободами».

Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных слобод» квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных беломестцами городских имуществ.

Крестьяне делились на две большие группы: чернотяглые (жившие на государственных землях) и землевладельческие (жившие в вотчинах, поместьях, дворцовых и церковных землях). По форме и степени эксплуатации крестьяне делились на старожильцев и новоподрядчиков, серебрянников, половников, бобылей.

Новые виды холопства

Внешнеэкономическая зависимость в наиболее чистом виде проявлялась в институте холопства. Он значительно изменился со времен «Русской Правды»: ограничиваются источники холопства, отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить «детей боярских», учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон разделял поступление в холопство (самопродажа, ключничество) и поступление в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного – кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравнению статуса холопов с крепостными крестьянами.

Зарождение крепостного права

В конце XVI г. запреты переходов и установление крепостного права приводят к тому, что земля вместе с личностью крестьянина оказывается под контролем феодала. В среде черносошных крестьян сделки на землю даже при установлении запретов на выход являются обычной практикой. В рассматриваемый период обрабатываемые земли уже принадлежат субъекту (феодалу, крестьянину, корпорации) и их правовое положение стало более четким. Все еще сохраняются велико княжеский (царский) домен, феодальные вотчины, но вассалитет сменился отношениями подданства царю, разнообразие владений в XVI в. сводится к двум основным формам вотчине и поместью.

Церковное землевладение начинает ограничиваться (особенно при Иване IV) запретами на приобретения новых земель и на завещание в пользу церкви, но остается достаточно обширным. Постепенно ограничиваются иммунитетные права собственников феодалов, у них изымаются судебные и фискальные функции. На всех феодальных землях существуют повинности и налоги, однако главным их плательщиком являются крестьяне. При сохранении права переходов в Юрьев день они продолжают оставаться собственниками земли с правом отчуждения.

Проблема срока сыска беглых

Проблема состояла в том, что этот срок постоянно увеличивался.
Усиление налогового процесса, рост помещичьего землевладения приводили к дальнейшему обострению классовой борьбы, которая проявлялась в увеличении числа крестьянских побегов, в городских восстаниях, развитии реформационного движения и т.д.

Наши контакты:


Энциклопедия для детей. Мир природы.
Спасибо, что вы с нами!

Skype:
Контактный телефон: +7 (8903) 712-11-74
Email: [email protected]