С миру по нитке

«Тёплый» этап работы космического телескопа «Спитцер»

Загадочная туманность, напоминающая торнадо.

Уже долгое время инфракрасная камера IRAC на борту космического телескопа «Спитцер» непрерывно исследует самые отдалённые области Вселенной и наши окрестности.

Эта так называемая тёплая программа началась, когда у обсерватории закончилась охлаждающая жидкость — и тем завершилась «холодная» миссия.

В ознаменование первой тысячи дней успешной работы в новом режиме Гарвард-Смитсоновский центр астрофизики (США), который руководит проектом, опубликовал десятку лучших изображений. Приводим некоторые из них.

IRAC не только исследует то, что уже известно. Она обнаружила несколько загадочных объектов — например, вот эту туманность, напоминающую торнадо.

Поскольку камера чувствительна к излучению молекулярного водорода, подвергшегося воздействию ударной волны (показан зелёным), астрономы полагают, что этот странный экземпляр образован потоком вещества, исходящим из молодой звезды и породившим ударные волны в окружающих газе и пыли. (Изображение NASA / JPL-Caltech / J. Bally, University of Colorado.)

Знаменитая туманность Ориона, расположенная примерно в 1 340 световых годах от Земли и активно производящая звёзды. В видимой части спектра на изображении доминировали бы четыре массивные и горячие молодые звезды. Здесь же можно полюбоваться другими юными светилами, которые всё ещё окружены своими пылевыми «плацентами». Снимок также позволил обнаружить длинную нить, содержащую тысячи протозвёзд. (Изображение NASA / JPL-Caltech / Univ. of Toledo.)

Когда ядерные реакции горения водорода угасают, светило переходит в новую фазу, нюансы которой варьируются в зависимости от его массы. На этом изображении звезду, находящуюся в центре, практически не видно, зато бросается в глаза материал, от которого избавилось стареющее светило, в результате чего и образовалась планетарная туманность Улитка. От нас её отделяют 650 световых лет, а смотреть надо в направлении созвездия Водолей. (Изображение NASA / JPL-Caltech / J. Hora, CfA / W. Latter, NASA / Herschel.)