С миру по нитке

Среди неандертальцев встречались кареглазые особы

Неандертальцы музеев всего мира имеют пронзительно голубые или зелёные глаза, бледную кожу и рыжеватые волосы. Однако новый анализ ДНК показал, что два самых изученных неандертальца — девушки из Хорватии — на самом деле были кареглазыми брюнетками с золотистой кожей.

Исследование вызвало глубокий скептицизм среди специалистов, которые раскритиковали многие аспекты избранной методологии. Полученные результаты также идут вразрез с другими генетическими данными и давней гипотезой о том, что неандертальцы жили в основном в северных широтах, а потому должны были иметь светлую кожу, дабы получать достаточно витамина D.

Но даже учёные, у которых есть сомнения в новом исследовании, говорят, что оно даёт пищу для размышлений. «Неандертальцы были расселены довольно широко, — отмечает, например, Джон Хокс из Висконсинского университета в Мэдисоне (США). — Поэтому вполне вероятно, что они имели различную пигментацию. Нами сделан только первый шаг».

Новая работа посвящена геномам трёх неандерталок, ДНК которых легли в основу первой попытки собрать полную генетическую последовательность вида. Её результаты были опубликованы в 2010 году.

Исследователи сосредоточили внимание на 40 хорошо изученных участках генетического материала, который помогает определить пигментацию у современных людей. Особая форма гена TPCN2, например, дарит нам каштановые волосы.

Сложность заключается в том, что такие черты, как цвет волос, находятся под контролем нескольких генов. Для определения совокупного воздействия нескольких генов авторы решили просто сложить влияние отдельных генов. Например, у образца Vi33.26 обнаружено семь генов карих глаз, один — «некарих», три — голубых и четыре — «неголубых». Налицо отрицательное сальдо для голубых глаз, поэтому экземпляр, вероятно, имел карие глаза. Согласно этому методу, все три неандерталки могли похвастаться смуглым цветом лица и кареглазием. Одна была рыжей, остальные носили каштановые кудри.

Автор исследования Табита Хюнемейер из Федерального университета Риу-Гранди-ду-Сул (Бразилия) признаётся, что результаты её не удивили: «Европейская популяция неандертальцев была большой. Невозможно, чтобы все население имело рыжие волосы и голубые глаза».

Она и ее коллеги проверили свой метод на геномах 11 современных людей. Формула смогла предсказать внешность в 60% случаев. Группа считает такую точность удовлетворительной.

Но эксперты предостерегают против такого подхода. Разные гены имеют разные уровни влияния, напоминает Карлес Лалуэса-Фокс из Института эволюционной биологии (Испания). В 2007 году он опубликовал статью, в которой показал, что два неандертальца из Италии и Испании имели генетические варианты, которые могли наделить хозяев бледной кожей и рыжими волосами. Специалист утверждает, что некоторые гены пигментации имеют такой мощный эффект, что способны компенсировать совместный вклад многих слабых генов. Например, светлый цвет кожи у европейцев обусловлен почти исключительно одним геном.

Г-н Хокс указывает на ещё одну проблему: исследование проверялось на современных людях. Но цвет волос и кожи неандертальцев почти наверняка находился под влиянием генетических вариаций, уникальных для неандертальцев. Всё-таки это иной биологический вид.

Г-жа Хюнемейер парирует тем, что поиск генетических вариаций, уникальных для неандертальцев, ничего не дал. К тому же она ссылается на другие работы, показавшие, что простая арифметика позволяет вычислить влияние тех или иных генов.

Так или иначе, но все согласны с тем, что стереотипное представление о неандертальцах является слишком узким. Г-н Лалуэса-Фокс не видит ничего странного в том, что неандертальцы могли быть кареглазыми и иметь волосы разного цвета, а г-н Хоукс считает, что неандертальцы, жившие, скажем, в Израиле, могли иметь более тёмную кожу, чем их европейские собратья.

Неопределённость будет существовать недолго. Активно собирается генетическая информация о сотнях палеопопуляций. Ещё лет пять, и в руках специалистов окажется море данных.