2019
  Март
25 26 27 28 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
25 Марта 1532

В Риме опубликована «История Флоренции» Никколо Макиавелли

25 Марта 1954

В этот день в 1954 году в США появился первый цветной телевизор.

Новости о животных

Кишечные бактерии комара убивают возбудителя малярии

Энтеробактерия, обитающая в кишечнике некоторых малярийных комаров, почти полностью ограничивает рост и размножение малярийного плазмодия и делает насекомых устойчивыми к заражению паразитом и безопасными для человека.

Как известно, цикл развития возбудителя малярии предполагает «комариную» стадию: в кишечнике комара рода Anopheles малярийный плазмодий размножается половым путём и созревает до готовности к заражению человека (в нашем организме плазмодий размножается бесполым способом). Но, как и у человека, желудочно-кишечный тракт комара предоставляет убежище многим симбионтным бактериям. Исследователи, представляющие факультет здравоохранения Блумберга Университета Джонса Хопкинса (США), обнаружили бактерию, которая мешает безмятежной жизни плазмодия внутри насекомого.

В своей статье в журнале Science учёные рассказывают о том, как бактерия из рода Enterobacter препятствует размножению и созреванию малярийного паразита. Ранее эта же группа под руководством Джорджа Димопулоса сообщала, что бактерии, обитающие в средней кишке комара, могут активировать иммунитет москита и таким образом, пусть и не напрямую, сдерживать развитие плазмодия: паразита уничтожала иммунная система насекомого.

Но энтеробактерия, живущая в кишечнике малярийного комара анофелеса, действует на плазмодия напрямую. Её жизнедеятельность сопровождается выделением свободных радикалов, сильных окислителей, которые способны разрушать связи внутри биологических макромолекул и вообще портить жизнь всему организму. Неизвестно, как сам комар относится к такому двусмысленному симбионту у себя внутри, но для малярийного плазмодия встреча с такой бактерий заканчивается плохо: исследователи сообщают, что рост паразита подавлялся на 99% в присутствии этой энтеробактерии как внутри насекомого, так и при лабораторных опытах in vitro. Соответственно, чем больше бактерий атаковало плазмодия, тем эффективнее подавлялся рост паразита; в качестве «подопытного» был выбран один из пяти патогенных для человека плазмодиев Plasmodium falciparum.

Открытие позволяет объяснить известный факт, когда комары одного и того же вида и подвида обладают порой разной устойчивостью к заражению возбудителем малярии. В рассматриваемой работе эксперименты проводились над свободноживущими комарами, собранными в южной Замбии, из которых четверть была устойчивой к заражению плазмодием и имела описанную энтеробактерию в качестве симбионта. Исследование имеет большое значение для здравоохранения: как известно, в мире насчитывается 225 млн больных малярией, и ежегодно от этого заболевания умирает около 800 тыс. человек.