2019
  Апрель
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5
22 Апреля 1769

Графиня Дюбарри представлена двору короля Людовика XV как его официальная фаворитка

22 Апреля 1370

Началось строительство крепости Бастилия

Жирные кислоты предохраняют от радиации

Соединения, полученные из олеиновой и стеариновой кислот в эксперименте защитили лабораторных мышей от летальной дозы радиации. Ученые предполагают, что они могут стать основой для препаратов, защищающих организм от последствий облучения.

Радиация повреждает мембраны митохондрий – клеточных «энергетических станций», в результате чего часть белков из внутренней среды митохондрии попадает в клетку, объясняют авторы статьи в журнале Nature Communications, на которую ссылается РИА Новости.

Оказавшись в цитоплазме клетки, один из важнейших белков дыхательной цепи митохондрий, цитохром С, в комплексе с другими белками, запускает процесс самоуничтожения клетки – апоптоз.

Эту мишень Валериан Каган (Valerian Kagan) из Университета Питтсбурга и его коллеги решили использовать для защиты от радиации. Они проанализировали структуру этого белка и обнаружили в нем ключевой участок, который реагирует на радиацию. При повреждении данного участка белок «забывает» свою первоначальную функцию и начинает разрушать митохондрию изнутри.

При помощи компьютерного дизайна ученые нашли, какие вещества могут нейтрализовать поврежденный участок цитохрома С. Оказалось, что лучше всего себя проявили соединения с длинными хвостами олеиновой и стеариновой кислот, к которым было присоединено кольцо имидазола.

Действие синтезированных соединений биологи проверили в пробирке с веществами, составляющими оболочку митохондрий. Они убедились, что соединения жирных кислот в растворе значительно снизили активность белка-разрушителя. Эффект завиесл от концентрации. Если жирных кислот было в 20 раз больше, чем белка, реакции окисления полностью прекращались.

Затем исследователи проверили работу соединений олеиновой и стеариновой кислот на популяции живых мышей, которые получали смертельную дозу радиации – 9,25 Грей – за 11 минут облучения.

Более половины грызунов из контрольной группы погибли в первые две недели после облучения, к концу месяца осталось в живых только 20% животных. Мыши, которые получили дозу жирных кислот после облучения, перенесли радиацию лучше – выжило около 60%. Те же мыши, которым ученые ввели средство за 10 минут до облучения, выжили практически в полном составе – погибло лишь 5% животных.

Ученые полагают, что синтезированные ими вещества могут быть использованы для спасения пострадавших от техногенных катастроф или для защиты органов от воздействия радиации во время радиотерапии или рентгенографии.