Мир природы Карта сайта Правила работы с сайтом Наши авторы
Введение Новости Заповедники

Новости

Новости науки

Умственные способности недоношенных детей определяются скоростью роста мозга

Как быстро мозг малыша растёт, а не насколько он велик — вот правильный критерий прогноза умственных способностей ребёнка в более позднем возрасте.

Исследование недоношенных детей показало: чем быстрее увеличивалась кора головного мозга в первые месяцы жизни, тем больше очков набирали шестилетние в тестах, предназначенных для оценки способности мыслить, говорить, планировать и концентрировать внимание. Взаимосвязь между размером головного мозга и результатами тестирования не выявлена.

Кажется, всё логично: кора головного мозга имеет решающее значение для памяти, внимания, мышления, владения языком. С другой стороны, неизвестно, будет ли таким же результат и для детей, рождённых доношенными. Но в любом случае исследование помогает понять, что может пойти не так в мозгу недоношенных детей (они зачастую испытывают когнитивные проблемы в дальнейшей жизни).

«Это указывает на то, что период непосредственно перед родами имеет критическое значение для роста мозга, — отмечает автор исследования Дэвид Эдвардс из Имперского колледжа Лондона. — Всё, что нарушает этот рост (в том числе преждевременные роды или заболевания), может снизить познавательные способности».

Г-н Эдвардс и его коллеги изучили 80 с лишним детей, родившихся до 30-й недели беременности (нормальная беременность длится от 38 до 42 недель). Исследователи просканировали мозг крошек с помощью магнитно-резонансной томографии почти сразу после рождения (когда некоторые из них весили меньше 700 г), затем — когда они должны были родиться, если бы всё шло нормально. Ни один из младенцев не имел заметных повреждений головного мозга.

Мозг некоторых сканировали только один раз, других — два–три раза, третьих — до восьми раз (МРТ безвредна, поэтому побочных эффектов быть не могло). Когда детям исполнялось два года и шесть лет, они проходили тесты на развитие интеллекта.

Темпы роста коры головного мозга в раннем детстве оказались связаны, в частности, с результатами тестов, посвящённых вниманию, речи, памяти, планированию и счёту. Младенцы, кора которых к шести годам недобирала до нормы 5–10%, получали меньше баллов, чем в среднем по группе.

Социальное положение не оказало влияния на результаты, но, возможно, были и другие факторы — например, взаимодействие между ребёнком и другими членами семьи.

Наши контакты:


Энциклопедия для детей. Мир природы.
Спасибо, что вы с нами!

Skype:
Контактный телефон: +7 (8903) 712-11-74
Email: [email protected]