Астероид (21) Лютеция мог бы поучаствовать в формировании Земли

Международная группа астрономов выяснила, что минералогический состав астероида (21) Лютеция характерен для вещества, вошедшего в структуру Земли.

Элементы орбиты (большая полуось — 2,435 а. е., эксцентриситет — 0,16) Лютеции, высокая точность измерения которых не вызывает сомнений, соответствуют астероидам главного пояса.

Тем не менее вопрос о его классификации оставался спорным: объекты со спектральными характеристиками, аналогичными свойствам Лютеции, встречаются в главном поясе очень редко. К примеру, в масштабном исследовании 2009 года, основанном на спектроскопических наблюдениях 370 астероидов, приводится информация всего о трёх таких объектах.

Чтобы надёжно классифицировать астероид, авторы новой работы объединили данные, собранные зондом «Розетта», который подходил к Лютеции на расстояние в 3 170 км, наземными телескопами IRTF и New Technology Telescope и космической обсерваторией «Спитцер». Полученный в результате объединения спектр, охватывающий длины волн от 0,3 до 25 мкм (ультрафиолетовую, видимую и инфракрасную области), сравнивался с известными лабораторными спектрами метеоритов самых разных классов.

Как выяснилось, хорошее согласование с характеристиками Лютеции во всём указанном диапазоне длин волн даёт только один редкий тип метеоритов — энстатитовые хондриты. Кроме того, средняя плотность последних (3,46 ± 0,16 г/см³) равна оценочному значению плотности Лютеции (3,4 ± 0,3 г/см³).

Надёжно установленная связь между астероидом и метеоритами позволяет сделать вывод о происхождении Лютеции: она, как и прочие энстатитовые хондриты, должна была формироваться во внутренних областях околосолнечной туманности, рядом с протосолнцем.

Принято считать, что энстатитовые хондриты участвовали в образовании планет земной группы: Меркурия, Венеры и Земли. В пользу этой гипотезы говорят сравнения изотопного состава нескольких элементов (кислорода, азота, рутения, хрома, титана) в энстатитовых хондритах и земных образцах, а также близость концентраций благородных газов в атмосфере Венеры и компонентах хондритов. Вероятнее всего, (21) Лютеция попал в главный пояс лишь потому, что его изначальная орбита резко изменилась при встрече с одной из зарождавшихся протопланет или молодым Юпитером, на предположении о миграции которого основаны многие модели развития Солнечной системы.

Полная версия отчёта опубликована в журнале Icarus; текст статьи можно загрузить отсюда.

Подготовлено по материалам Европейской организации астрономических исследований в Южной полусфере.