Ядерная физика ищет потерянный шедевр Леонардо

Вот уже несколько десятков лет специалисты пытаются разглядеть потерянный шедевр Леонардо да Винчи, который, по мнению многих, скрыт за фреской Джорджо Вазари в Палаццо-Веккьо.

Искусствоведы обратились за помощью к ядерной физике и результат, как ожидается, не за горами.

«Битва при Ангьяри», которую Леонардо начал в 1505-м и завершил, возможно, год спустя, была встречена современниками с дикими восторгом.

Её неоднократно копировали, но где-то в середине XVI в. фреска загадочным образом исчезла.

В семидесятых годах прошлого столетия историк искусств Маурицио Серачини из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) заподозрил, что одна из лучших работ титана Возрождения находится в Зале Пятисот — резиденции флорентийского правительства. Мол, когда семья Медичи свергла флорентийскую республику и вернулась к власти, в 1563 году Вазари было поручено закрасить творение Леонардо.

Г-н Серачини заметил на фреске Вазари слова «cerca trova» — «ищите и обрящете». Исследователь перепробовал всё от ультразвука до тепловидения и пришёл к убеждению, что Вазари (неважный художник, но великий ценитель) не уничтожил шедевр, но писал на новой стене, а между старой и новой существует воздушный зазор. Иными словами, работа Леонардо осталась нетронутой!

Можно только удивляться тому, как искусствовед не сошёл с ума от этой мысли. Увы, у итальянской бюрократии не нашлось ни денег, ни времени на то, чтобы проверить эту гипотезу, но и это не сломило г-на Серачини. Сейчас ему 64 года, и он по-прежнему полон надежд, тем паче что у него теперь есть могущественный покровитель — молодой мэр Флоренции Маттео Ренци.

В 2010 году г-н Ренци подписал соглашение с Национальным географическим обществом, которое согласилось выплатить $250 тыс. в обмен на право первым публиковать результаты исследования. Начать его планируется в 2012 году.

Ну а пока г-н Серачини сотрудничает с российскими, нидерландскими и американскими учёными, пытаясь установить, какие химические вещества могут выдать творение Леонардо (Вазари писал мокрой штукатуркой, тогда как Леонардо предпочитал масло). В его руках, например, оказалось портативное устройство, которое обычно применяется для обнаружения взрывчатых веществ. Но это никак не поможет выяснить, как именно выглядит картина.

На помощь неожиданно пришёл американский фотограф-фрилансер Дэвид Йодер, по неизвестным причинам заинтересовавшийся проектом. Через «Гугл» он вышел на Роберта Смитера, физика-ядерщика Аргоннской национальной лаборатории (США). Этот учёный работает над специальной камерой для фотографирования раковых опухолей в организме человека. Фотограф спросил, сможет ли эта технология взглянуть сквозь стену. Г-н Смитер ответил что-то вроде этого: «Молодой человек, мне 82 года и уже нечего терять».

В камере Смитера вместо стеклянной линзы используются кристаллы меди. Они фокусируют гамма-излучение, которое отражает опухоль. Эксперимент, проведённый в июне 2010 года, показал, что камера сгодится. Специалисты разбрызгали пигменты, аналогичные леонардовским, и закрыли их кирпичами, найденными в Палаццо-Веккьо. Их обработали нейтронами, и камера получила достаточно сильное гамма-излучение, чтобы можно было понять, какие элементы присутствуют в краске, и как выглядит сам рисунок.

Конечно, существует опасность, что время погубило фреску Леонардо, что краска отслоилась и опала. Но даже если так, то эксперимент позволить обнаружить то, что осталось. А по молекулам и копиям восстановить картину обязательно удастся, г-н Серачини в этом не сомневается. Предстоит только решить, что делать с работой Вазари — уничтожить её никак нельзя.

Остаётся добавить, что денег на создание соответствующей случаю камере, к сожалению, всё ещё мало. На Kickstarter.com открыт сбор средств.